В россии особенно распространены следующие религии христианство ислам буддизм что ещё

 

Религия в России. Совершенно та же Википедия. Только лучше. Религиозный и традиционный состав России. Государственная религия, Процент мусульман, православных, атеистов, исповедующих ислам и прочее.

Религиозные институты и общество

Общественную дискуссию вызывает вопрос преподавание предмета «Основы православной культуры» в государственных школах, введение института капелланов в армии, а также выступления Церкви против определённых явлений массовой культуры.

Основы православной культуры

Основная статья: Основы православной культуры

Введение в школьную программу данного курса на факультативной основе началось в некоторых российских регионах с конца 90-х годов [33]. С 2006 года этот предмет стал обязательным в четырёх областях России, Белгородской, Калужской, Брянской и Смоленской. С 2007 года к ним планируют присоединиться ещё несколько российских регионов [34]. Опыт введения этого предмета в Белгородской области подвергался критике [35][36].

Защитники предмета и представители Церкви подчёркивают, что Основы православной культуры — курс культурологический, в отличие от «Закона Божьего» не ставящий своей целью приобщить учеников к религиозной жизни, участию в таинствах. Подчёркивается, что знакомство с православной культурой может быть полезно и представителям других вероисповеданий [37][38].

Противники курса указывают, что по Конституции все религии равны перед законом и ни одна из них не может устанавливаться в качестве государственной; а также, что обязательное изучение подобного предмета нарушает права школьников, принадлежащих к другим вероисповеданиям, и атеистов [39][40]

Дискуссия вокруг письма академиков

Основная статья: Письмо десяти академиков

В августе 2007 года резонанс в обществе и СМИ вызвало так называемое «письмо академиков». 10 академиков РАН, в том числе два Нобелевских лауреата В. Л. Гинзбург и Ж. И. Алфёров обратились с открытым письмом к президенту страны, в котором выразили серьёзное беспокойство в связи с «возрастающей клерикализацией российского общества» и «активным проникновением церкви во все сферы общественной жизни». [41]. Письмо было поддержано многими общественными деятелями, в том числе членом Общественной палаты В. Л. Глазычевым [42]. Письмо и его поддержка членами Общественной палаты вызвало резкую критику представителей РПЦ, в частности, протоиерея В. А. Чаплина [43] и главы пресс-службы РПЦ МП В. Вигилянского [44]. Уполномоченный по правам человека в РФ В. П. Лукин призвал стороны не «обмениваться яркими эпитетами», а начать диалог по существу [45].

Динамика по годам

Если сравнить динамику изменения численности православных христиан и мусульман на территории России, то получим следующие данные (Левада Центр):

  • С 2009 по 2012 годы численность мусульман в России выросла с 4% до 7%, в 2022 составила приблизительно 14%.
  • Численность православных жителей России сокращалась за тот же период: с 80% в 2009 до 74% в 2012.

Православие в России

Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», заменивший Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. № 267-I «О свободе вероисповеданий», в преамбуле содержит признание «особой роли православия в истории России»[3].

Православие (в понимании термина государственными органами и религиоведами) в РФ представлено Русской Православной Церковью, старообрядческими объединениями, а также рядом неканонических (альтернативных) православных организаций русской традиции.

Русская Православная Церковь — крупнейшее религиозное объединение на территории России; полагает себя исторически первой христианской общиной в России: официально-государственное начало было положено святым князем Владимиром в 988 году (см. статью Крещение Руси), согласно традиционной историографии. (См. статью Русская православная церковь)

По мнению руководителя "Русского Общественного Движения" политолога Павла Святенкова (январь 2009 года), РПЦ де-факто занимает особое положение в современных российских обществе и политической жизни: «Русской православной церкви было разрешено возродиться при Сталине в качестве института, в который канализировалась архаичная русскость. <…> РПЦ является своего рода русской автономией в составе сначала СССР, а потом Российской Федерации. <…> Именно церковь, стоя рядом с государством, легитимизирует его как государство русского народа.»[8]

Наиболее крупными неславянскими православными народами России являются чуваши, марийцы, мордва, коми, удмурты и якуты.

Также православными является большинство осетин, что делает их единственным крупным православным этносом на Северном Кавказе.

Распространенность православия в России

Согласно опросу ФОМ, в 2000 году исповедующими православие считали себя 56 % жителей России. В 2007 г. по данным ВЦИОМ, православными себя считали в РФ 63 % респондентов[9][10]; по другим данным того же ВЦИОМ, всего о том, что они «верят в Бога» (то есть, не только православные) в 2007 году заявило 55 % опрошенных[11].

Процент россиян, посещающих церковные службы

Данные приведены согласно [12].

Косвенные показатели распространенности

В качестве косвенных показателей распространенности православия в России используют данные по посещаемости храмов, отношению россиян к православным праздникам, заповедям и др.

По оценкам МВД, посещающие богослужения лица составляют менее 2 % населения. Так, на Пасху 2003 в период с 20:00 Великой Субботы до 6 утра пасхального воскресенья в храмы Москвы, по данным МВД, зашло 63 тысячи человек (по сравнению со 180 тыс. в 1992—1994), то есть около половины одного процента фактического населения города.[13]

Однако чаще, чем раз в месяц, ходят в храм лишь 6 % россиян. Реже одного раза в год посещают храмы 18 % россиян, а несколько раз в год — 31 %.[14].

10 января 2008 года руководитель пресс-службы Московской патриархии священник Владимир Вигилянский оспорил статистику посещаемости столичных храмов на Рождество, которую ранее привели в правоохранительных органах, сказав: «Официальные цифры очень занижены. Меня всегда поражает, откуда берутся эти цифры и какова цель такого подхода. Думаю, можно смело утверждать, что московские храмы на Рождество в этом году посетило около миллиона верующих»[15]. Аналогичное мнение выразил в апреле 2008 года сотрудник ОВЦС священник Михаил Прокопенко.[16]

Упадок практической религиозности в Русской Православной Церкви по сравнению с 90-ми годами XX века признал патриарх Алексий II: «Храмы пустеют. И пустеют не только из-за того, что увеличивается количество храмов».[17]

Согласно опросу ФОМ, только 13 % россиян ассоциирует Рождество с религиозным содержанием праздника, в общей сложности 46 % опрошенных связывают Рождество с колядованием и гаданиями[18]. Во время Великого поста 83 % россиян сохраняют свой обычный режим питания.[19]

По данным опроса ВЦИОМ от 2008 года 27 % респондентов, назвавших себя православными, не знают ни одной из десяти заповедей, заповедь «не убий» смогли вспомнить только 56 % участников опроса[20].

Интерпретация данных социологических опросов

По мнению аналитиков, данные социологических опросов свидетельствуют, что большинство отождествляет себя с православием на основе национального самосознания[21][22].

Протоиерей Александр Кузин, комментируя результаты опроса ВЦИОМ, в соответствии с которыми большинство россиян призывают церковь пересмотреть нравственные нормы, заметил[23]:

По приведенным данным можно только сказать, что 30 % — действительно христиане, 35 % хотят быть христианами, но не тверды еще в нравственных устоях, а 14 % — это просто не христиане

Храмы и церкви

Фото 2

Основным духовным центром для русских людей исповедующих православную веру можно считать московский Храм Христа Спасителя (восстановление завершилось в 1999 году, вместимость 10 тысяч человек). Для мусульман, условно, главным можно считать Московскую Соборную Мечеть (вмещает 10 верующих). Но следует выделить Центральную Мечеть Джума в Дагестане (17000 мест) и Мечеть Аймани Кадыровой в Чечне (могут разместиться 15000 человек).

Наиболее значимые древние православные храмы и монастыри (действующие):

  • Собор Софии в В.Новгороде (основание – середина XI века).
  • Псково-Печерский монастырь (Псковская епархия, 1473 год основания).
  • Юрьевский монастырь (один из старейших – 1030 год).
  • Благовещенский Ионо-Яшезерский и Спассо-Преображенский мужские монастыри расположенные на территории Карелии (второй был признан достоянием народов России указом президента от 1992 года).

Ниже приводим сведения по общему количеству храмов, мечетей и синагог на территории России:

  • Православных – 38649. Монастырей – 474 мужских и 498 женских.
  • Католических – примерно 320.
  • Протестантских – около 10000.
  • Мечетей – 7000.
  • Синагог – 34 (ФЕОР).

*С 1980 года число мечетей на территории России выросло с 700 до 7000 (информация по состоянию на 2022 год, по словам председателя совета муфтиев РФ).

Религия и государство

Первый руководитель советского государства Ленин был противником религии.

Отношение государственной власти к религии в течение последнего столетия — особенно в советские годы — было подвержено резким изменениям в зависимости от политических требований текущего момента. С начала 1990-х годов федеральные российские власти проявляют демонстративную приверженность православным ценностям, что зачастую вызывает нарекания со стороны мусульманского духовенства. Одновременно православие, ислам, буддизм и иудаизм высокопоставленными иерархами этих конфессий и представителями власти — в том числе в официальных документах — именуются «традиционными конфессиями» в отличие от иных — католичества, протестантства, кришнаизма и др. Существует мнение, что деление на «традиционные» и «нетрадиционные» конфессии обычно проводится ради обоснования права «традиционных» конфессий на защиту и поддержку со стороны государства.

Основной закон, регулирующий деятельность религиозных организаций в России, — Закон «О свободе совести и религиозных объединениях».

В 2006 г. Министерство экономического развития и торговли России разработало концепцию законопроекта «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения». Предлагается передать в собственность религиозным организациям имущество, которое сегодня находится в безвозмездном пользовании церквей, но принадлежит государству — всё имущество «религиозного назначения» (культовые здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками, а также движимое имущество — внутреннее убранство культовых зданий и сооружений или предметы, предназначенные для богослужебных и иных религиозных целей).

26 февраля 2006 министр иностранных дел РФ Сергей Лавров встретился с мусульманскими духовными лидерами России. Он сообщил им, что МИД намерен более активно привлекать мусульманское духовенство «для укрепления сотрудничества и установления дружественных отношений со странами исламского мира», «для формирования объективного позитивного образа жизни мусульманской общины России в исламских общинах разных стран». По мнению участников встречи, это позволит российским муфтиям высказывать свою оценку различных спорных ситуаций — таких, как «карикатурный скандал» или положение в Чечне, на переговорах с иностранными делегациями. Сергей Лавров попросил духовные управления мусульман России вести тщательный учёт студентов, выезжающих получать исламское образование за границу. Со своей стороны, он пообещал обеспечить российским мусульманам возможность регулярно общаться со своими единоверцами за рубежом, включая организацию хаджей.

Духовное христианство

В духовное христианство входит несколько течений, появившихся в России на рубеже XVII и XVIII веков. Самые известные из них:

  • духоборцы;
  • молокане;
  • скопцы;
  • хлысты, или христововеры.

У всех этих, как они сами себя называли, людей Божьих в богослужениях отсутствовала всякая православная ортодоксальность. Это можно объяснить, скорее всего, просто бедностью паствы, происходившей из беглых крепостных крестьян. Именно поэтому их преследовали в России и в императорский, и в советский периоды.

Хлысты

Хлысты являются самым древним нетрадиционным течением в духовном православном христианстве Руси. По одной из версий, оно развилось из старообрядчества во время гонений на него со стороны официальной православной церкви при патриархе Никоне и государе Алексее Михайловиче. Позднее секта хлыстов раздробилась на несколько общин, которые совершенно не зависели друг от друга, поэтому их культ стал во многом различен.

Библия толкуется христововерами как аллегория, разрешающая верующему общаться с Богом, Сыном и Святым духом напрямую без посредников в виде православной церкви. По их убеждению, Бог воплощается в праведном человеке, и тогда он становится своеобразным образом Христа – хлестом, пророком или богородицей.

Религиозная традиция христововеров была очень аскетична. В основном она представляла собой так называемые радения – молитвенные ритуалы, доводящие верующих до экстаза и даже до помутнения сознания. Какое-то время хлысты ещё посещали православные церкви, потом образовали свои собственные общины, которые они называли «кораблями». После отмены Крепостного права эти корабли приобрели свои собственные символические названия, такие, например, как Старый или Новый Израиль и Постники.

Советская власть, не склонная к признанию религии вообще, преследовала и хлыстов. Число их общин значительно уменьшилось и примерно к середине 70-х годов минувшего века сведений о деятельности хлыстов в России уже не наблюдалось.

Скопцы

Являются радикальным крылом оппозиционного православного христианства. Этимологически оно восходит к хлыстам. Кондратий Селиванов, его основатель, объявил себя Божьим сыном и стал проповедовать физическое ослепление своей паствы (скопчество) в качестве единственного средства от мирского соблазна, ведущее к спасению души.

В отличие от христоверничества, затрагивавшего в основном крестьянскую среду, скопчество приобрело популярность у купечества, даже у дворян. Последнее обстоятельство давало их общинам значительные богатства. В период коллективизации это сыграло с ними злую шутку. Общины скопцов была разгромлены как кулаческие.

Молокане

Это одни из поздних ответвлений русского духовного христианства, по сути – классический протестантизм. Библия здесь выступает как основной закон поведения верующих. На своих молитвенных собраниях молокане занимались чтением текстов из Священного писания. У молокан не приветствуются никакие религиозные обряды, даже крещение водой. Они крестятся Святым Духом, то есть постоянной верой в Бога. Благочестие для них превыше всего точно так же, как для протестантов.

К концу XIX века молокане разделились на постоянных и «прыгунов». Последнее название отражает особенность молитвенного ритуала: они вздевают руки и прыгают во время экстаза. Из-за своей эксцентричности многие молокане было сосланы на Кавказ или эмигрировали в Америку.

В настоящее время молоканские центры действуют во всех крупных городах страны. В основном они представляют постоянных молокан, близких к протестантам, но русским.

Духобрцы

Русские духоборцы тоже близки к протестантизму. Они отвергают все атрибуты внешней религиозности, в молельных домах нет икон, отсутствует священство и почтение к таинствам. Они видят Бога во всех явлениях и предметах природы, превозносят личное общение с Богом. В Библии они не видят святую книгу и предпочитают духоборческие псалмы в оригинальном изложении. Большое количество духоборцев сейчас живет на Кавказе и в Канаде.

Пантеизм и язычество

Фото 3

Некоторые жители сибирских и дальневосточных регионов — Якутии, Чукотки а также часть финно-угров и чувашей — практикуют пантеистические и языческие обряды наряду с основными религиями. Помимо этого отмечается тенденция возрождения славянского язычества, родноверия, в русских национальных кругах, а также среди неонацистов.

О русском язычестве см. Славянская мифология, о попытках его реконструкции в условиях современной России см. Родноверие.

Иные христианские конфессии

Официальная статистика о доле жителей России, исповедующих различные религии, отсутствует, однако, по некоторым оценкам, около 50 % населения являются неверующими и 30—40 % — православными [24].

Количество католиков приблизительно оценивается в 400—500 тыс. (в пользовании Римско-католической церкви находится 230 приходов — при этом четверть из них не имеют своих храмовых зданий). Армянская апостольская церковь располагает 65 приходами [25]; протестантов — около 1 млн., свидетелей Иеговы — около 150 000 [24].

Католицизм

Основная статья: Католицизм в России Католический собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве

Историческое присутствие латинского христианства на землях восточных славян восходит к ранним временам Киевской Руси. В разные времена отношение правителей Российского государства к католикам менялось от полного неприятия до благожелательности. В настоящее время католическая община России насчитывает несколько сот тысяч человек.

После большевистской революции в октябре 1917 года некоторое время Католическая церковь в России продолжала свободную деятельность, однако с начала 20-х годов Советская власть начала политику искоренения католичества в России. В 20-х и 30-х годах XX века было арестовано и расстреляно множество католических священников, закрыты и разграблены почти все храмы. Практически все активные прихожане были репрессированы и сосланы. В период после Великой Отечественной войны в РСФСР осталось только два действующих католических храма, храм св. Людовика в Москве и храм Лурдской Богоматери в Ленинграде.

С начала 90-х годов Католическая церковь получила возможность нормального функционирования в России. Были созданы две Апостольские администратуры для католиков латинского обряда, которые впоследствии были преобразованы в епархии; а также колледж католической теологии и высшая духовная семинария.

В настоящее время на территории России функционирует около 230 приходов[25], четверть из них не имеет храмовых зданий. Организационно приходы объединены в четыре епархии, вместе составляющие митрополию:

  • Архиепархия Матери Божией
  • Преображенская епархия в Новосибирске
  • Епархия Святого Иосифа в Иркутске
  • Епархия Святого Климента в Саратове

Оценка числа католиков в России может носить только приблизительный характер. Чаще всего называются цифры от 200 до 600 тысяч человек.

Протестантизм

  • Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов
  • Автономные баптисты
  • Евангельские христиане-баптисты
  • Совет христианских евангельских церквей в России

Лютеранство

  • Лютеранская церковь в России

См. также

  • Старообрядчество
  • Евангельские христиане-баптисты
  • Пятидесятники
  • Евангельские христиане

Религиозный состав

Приведем данные статистики о процентном соотношении представителей разных конфессий на территории России:

*Понятие «традиционные» применено к различным верованиям дохристианского периода: многобожие, почитание природы, духов и предков.

В таблице приведены обобщенные данные для территории всей страны. Региональная статистика будет зависеть от национального состава.

Межрелигиозные отношения

В 1998 г. создан Межрелигиозный совет России (МСР), который объединяет духовных лидеров и представителей четырёх традиционных конфессий России: православия, ислама, иудаизма и буддизма.

Православие переживает религиозное возрождение в России. В школьный курс обучения с 2006 года вводится предмет «Основы православной культуры». Рассматриваются идеи введения православных полковых священников.

11 марта 2006 Совет муфтиев России сделал заявление, в котором выступил против введения в Вооружённых силах РФ института штатных полковых священников и введения предмета «Основы православной культуры» в программу средних школ страны. Совет муфтиев подверг критике подготовленный в Главной военной прокуратуре законопроект «О военных священниках» как «противоречащий Основному закону РФ». В заявлении говорится: «Попытка грубого „продавливания“ введения института священников в армии чревата тяжелейшими последствиями для судеб поликонфессиональной по своему составу российской армии, общества в целом… Нашу тревогу разделяют все, кроме РПЦ, представители религиозных направлений, в том числе христианские».

Что касается введения «Основ православной культуры» в программу средних школ, то «подобная практика будет нарушением положений Конституции РФ и законов, касающихся равенства религий перед лицом государства…, проявлением государственной политики в сфере образования и первым шагом к проявлению признаков становления „православного“ государства… обучение детей в стенах государственной школы основам только одной религиозной традиции может привести к пропаганде превосходства одной религии над другой, дискриминации граждан и детей по их религиозной принадлежности, к расколу внутри нашего общества».

Межрелигиозные отношения в России осложняются вооружёнными конфликтами на Кавказе[46]. Существует мнение, в особенности среди противников российских властей[47], что большую роль в этих конфликтах играют религиозные противоречия между православным христианством и исламом.

Также существующие в России межнациональные противоречия [48] между славянами и представителями народов, традиционно исповедующих ислам (чеченцы, азербайджанцы,…), осложняются межрелигиозными противоречиями.

Источники

Использованные источники информации при написании статьи:

  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1119936
  • https://rosinfostat.ru/religii-v-rossii/
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1119937
  • https://mystroimmir.ru/religiya/osnova-v-rossii.html
?>
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий