Административная ответственность должностных лиц более строгая, чем ответственность обычных граждан. Прочитав статью вы узнаете, кто считается должностным лицом, и кто не может ими. Порядок привлечения к административной ответственности детальным образом раскрывается в нормах законодательства. В статье расскажем обо всех стадиях рассмотрения дела — с момента
Содержание
- Вынесение решения о привлечении к административной ответственности
- Какие категории граждан считаются должностными лицами
- Особенности мер административного наказания, которые могут применяться к должностным лицам
- Применение обеспечительных мер
- Понятие и основание административной ответственности
- Основания для привлечения к ответственности
Вынесение решения о привлечении к административной ответственности
Если материалов дела достаточно и они подтверждают, что человек, должностное лицо или организация нарушили закон, их привлекут к административной ответственности. Для этого оформляют постановление по делу.
Правила составления перечислены в ст. КоАП РФ. В документе фиксируют:
- сведения о лице, уполномоченном принимать решения;
- информацию о дате и месте рассмотрения дела;
- данные о гражданине, в отношении которого выносят решение;
- сведения об установленных обстоятельствах;
- ссылки на нормы действующего законодательства, подтверждающие правомерность вынесенного решения и итоговый вердикт;
- срок, предоставляемый на обжалование.
Как обжаловать решение
В ст. 30.1 КоАП РФ говорится, что у гражданина есть право обжаловать постановление по делу об административном правонарушении. Для этого необходимо обращаться в вышестоящий орган. Обжаловать решение имеют право все участники разбирательства, которых не устроил итоговый вердикт.
Чтобы начать процедуру, нужно подготовить жалобу. Точная форма документа законодательно не закреплена. Обычно в ней фиксируют участников разбирательства, информацию об инстанции, вынесшей решение, а затем излагают суть, подтверждая доводы ссылками на нормы законодательства.
На обжалование дают 10 дней с момента получения копии постановления. Если период пропущен, срок можно восстановить. Для этого необходимо одновременно с жалобой представить ходатайство. В документе нужно попросить восстановить срок, указав уважительные причины, ставшие препятствием для своевременного обжалования.
Поступившую жалобу рассматривают и затем выносят одно из следующих решений:
- оставляют постановление без изменения;
- вносят изменения в документ;
- отменяют постановление и прекращают производство по делу;
- отменяют постановление и возобновляют дело;
- отменяют постановление и направляют дело по подведомственности.
Какие категории граждан считаются должностными лицами
Понятие "должностное лицо" определено в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ. Во-первых, это представитель власти, который наделен правом давать распоряжения людям, не находящимся в служебной зависимости от него. Законодатель имел в виду людей, работающих в государственных органах, имеющих определенный объем полномочий. Например полицейские вправе давать указания обычным гражданам по вопросам, которые находятся в их компетенции, при этом, граждане не находятся в служебной зависимости от полицейских.
Во-вторых, должностное лицо — это гражданин, имеющий организационные и распорядительные, административные и хозяйственные полномочия в различных гос. органах, муниципалитетах, армии, и простых организациях.
В правовой практике не возникало бы сомнений относительно того, какие категории граждан подпадают под должностных лиц, если бы законодатель в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ не приравнял определенных субъектов к должностным лицам. Например, руководитель обычной фирмы может быть приравнен к должностному лицу. Поговорим об этом ниже.
Граждане, которые не являются должностными лицами, но несут такую же административную ответственность
К гражданам, несущим аналогичную ответственность, относятся:
- Руководители и работники компаний, совершившие нарушения при осуществлении организационных и распорядительных, административных и хозяйственных полномочий. Что это за полномочия? Это полномочия, связанные с правом направления материальных ценностей на определенные цели, а также управлением материальными ценностями компании, на координирование работников.
- Арбитражные управляющие.
- Члены советов директоров организаций, коллегиальных органов, счетных и ревизионных комиссий, комиссий по упразднению юрлиц, а также учредители компаний (только по некоторым составам правонарушений, например по ст. КоАП РФ).
- Члены комиссий при осуществлении госзакупок, контрактные управляющие (только по некоторым составам КоАП РФ, например по ст. ).
- Организаторы госзакупок, лица, их проводящие, а также члены комиссий по закупкам (только по некоторым статьям, например ст. КоАП РФ).
- Члены комиссий по лицензированию деятельности (только по ст. КоАП РФ).
- ИП, если специальными законодательными нормами не установлены иные правила.
- Работники ИП, допустившие наказуемые деяния в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением должностных обязанностей (п. 14 постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах…» от № 18).
- Организаторы торгов, а также лица, проводящие торги (только по ст. КоАП РФ).
Особенности мер административного наказания, которые могут применяться к должностным лицам
В п. 1 ст. 3.2 КоАП РФ перечислены виды наказаний. При этом КоАП РФ не устанавливает каких-либо правил относительно того, что определенные виды наказаний не могут быть применены к должностным лицам.
Однако в КоАП РФ отсутствуют статьи, предусматривающие определенные меры ответственности для должностных лиц, а именно наказания в виде:
- лишения прав;
- ареста;
- выдворения;
- приостановления деятельности;
- обязательных работ;
- запрета посещать места, где проводятся соревнования.
Наиболее частые виды наказаний, которым подвергается рассматриваемая категория лиц, — предупреждение, штраф, дисквалификация. Это связано с характером совершаемых должностными лицами нарушений, а также с санкциями статей особенной части КоАП РФ.
Подробнее обо всех видах административных наказаний можно прочесть в статье «Понятие и виды административной ответственности».
Применение обеспечительных мер
В первую очередь действия государства направлены на пресечение административного правонарушения. Если оно уже произошло, могут быть применены меры для обеспечения грамотного рассмотрения дела. Вопрос регламентирует ст. 27.1 КоАП РФ.
В отношении нарушителя могут быть применены следующие обеспечительные меры:
- Доставление в отделение для дальнейшего разбирательства.
- Административное задержание.
- Досмотр личных вещей или транспортного средства.
- Изъятие вещей и документов.
- Отстранение от управления автомобилем.
- Медицинское освидетельствование на состояние алкогольного или наркотического опьянения.
- Перемещение машины на штрафстоянку.
- Временный запрет на ведение деятельности.
- Помещение в специальное учреждение для содержания иностранцев, нарушивших режим пребывания в РФ.
- Арест имущества.
Большинство мер применяется принудительно. Однако допустим ряд исключений. Например, гражданин может отказаться от медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. В этом случае человека не вправе принудительно заставлять осуществлять процедуру, однако за отказ предусмотрена административная ответственность. Наказание такое же, как для пьяных водителей.
Понятие и основание административной ответственности
Административное правонарушение наращивает обороты по мере все более и более прогрессивного развития общества и самых разных сфер деятельности. Закон, в свою очередь, также развивается и стремится учитывать максимальное количество возможных нарушений чужого права и зафиксировать наказание за их совершение.
Стоит отметить, что в российской действительности особенно активизировалась практика применения административной ответственности после 80-х годов прошлого века. И с тех пор её роль значительно возросла и продолжает усиливаться.
Обозначение основных терминов
Для начало необходимо обозначить, что такое административное правонарушение.
Прежде всего стоит заметить, что в правовом поле это не является преступлением, поскольку не влечет за собой существенного вреда конкретным людям или обществу, связанного с жизнью или здоровьем, а также серьезными имущественными хищениями.
Эти нарушения не представляют собой опасности в том смысле, который подразумевает уголовный кодекс. При этом ряд правонарушений, таких как хищение или нарушение авторских прав, может находиться в обеих плоскостях ответственности – и уголовной, и административной.
Таким образом, административная ответственность – это обязательство нарушителя понести взыскания, налагаемые соответствующим органом власти. Помимо этого, к санкциям относится также административный арест. Распространяется он как на физические, так и на юридические лица. Возраст административной ответственности для физлиц наступает с 16 лет.
Характеристика административной ответственности
С правовой точки зрения это вид юридической ответственности, поэтому она характеризуется и признаками общей юрисдикции, и особенностями, свойственными только ей.
Административная юридическая ответственность также является мерой государственного воздействия. Наступает она как следствие совершенных неправомерных деяний.
Ее отправителями являются должностные лица и компетентные в правоприменительной практике органы. Она выражается в наложении строго определенных законом взысканий.
Отличительные особенности
Административное право — это самостоятельный институт, который имеет собственную автономную нормативно-правовую базу, отличную от аналогичной базы других типов юридической ответственности.
Весь комплекс свойственной данному институту правовой основы закреплен законодательно и сформирован в Кодекс об административной ответственности. Основанием для ее применения является совершение соответствующего деяния.
Под ее юрисдикцию попадают как частные, так и юридические лица.
Санкции, которые влечет за собой правонарушение, называются административными наказаниями. Накладываться взыскания могут широким кругом представителей исполнительной и судебной власти, а также органами местного самоуправления. При этом должностные лица не могут накладывать взыскания на своих подчиненных.
Процесс рассмотрения подобного рода дел, а также наложение соответствующих санкций регламентированы законодательной основой административного права и имеют определенный порядок.
Основания для привлечения по КоАП
Основанием административной ответственности является в первую очередь закон. Также им выступают декреты высшего должностного лица государства, т. е. президента. Никакие иные нормативные документы, как-то постановления либо указы, такой юридической силы не имеют.
Участие в этом процессе органов местного самоуправления никак не противоречит описанной концепции, которая несет в себе общеюридическую базу. Безусловное основание административной ответственности – это совершение непосредственно проступка, наказание за который предусматривают статьи КоАП РФ.
Именно этот факт и приводит в действие весь институт административного права.
Понятие и основания административной ответственности в российском правовом поле впервые были систематизированы лишь в 1980 году, когда были приняты «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях».
Таким образом, правонарушение, совершенное в административном поле, представляет собой деяния, направленные против государственного или общественного порядка, прав и свобод личности, собственности, порядка управления.
Принципиально важно отметить, что основание административной ответственности наступает только при наличии всех пяти признаков. Отсутствие хотя бы одного исключает возможность правоприменительной практики.
Вменяемая административная ответственность, статьи о которой собраны в Кодексе об административных правонарушениях, подразумевает как действия, так и бездействия. Большая часть правонарушений представляет собой непосредственное действие, к примеру, нарушений правил дорожного движения. К бездействию можно отнести, например, непринятие мер безопасности.
Все это обобщено термином «деяние», в котором человек должен быть признан виновным. Это обязательное условие, которое легло в основание административной ответственности. Стоит отметить, что крайне важным также является тот факт, что необходимость доказывания виновности лежит именно на уполномоченных органах.
При этом лицо, находящееся под подозрением, не обязано доказываться свою невиновность.
При определении степени нарушения также учитываются обстоятельства, отягчающие или смягчающие меру наказания.
К первым относятся, к примеру, совершение проступка, за который уже были наложены санкции, в течение одного года или же продолжение того же поведения, несмотря на предписание прекратить его (например, вождение автомобиля в нетрезвом состоянии). Смягчить наказание может полное раскаяние в содеянном или предотвращение вредоносных последствий.
К примеру, кадровик, который оформил работника на предприятие с нарушением, совершил дисциплинарный проступок.
Главные пять признаков
Противоправность предполагает совершение деяний, которые нарушают действующие нормы (в данном случае административного права). Это также актуально и для других отраслей права. Стоит отметить, что не всякое противоправное действие следует называть правонарушением, в то время как абсолютно любое правонарушение обязательно носит противоправный характер.
Одни, опираясь на то, что аспект административного правонарушения, выраженный в посягательстве на общественный или государственный порядок, несет в себе угрозу, считают общественную опасность важным признаком, хотя прямого указания на нее в определении деяния нет. Другие же полагают, что данный признак свойственен только преступлениям.
Виновность также является непосредственным элементом состава административного правонарушения. Действия могут квалифицироваться как совершенные умышленно или по неосторожности. К первому относятся мелкое хулиганство, хищения и прочее, ко второму – нарушение правил строительства, дорожного движения и другие.
Из этого следует, что деяние может быть признано правонарушением только в том случае, если есть решение о привлечении к ответственности.
Совокупность этих признаков – главные основания привлечения к административной ответственности.
Различия между проступками и преступлениями
Порядок привлечения к административной ответственности начинается с главной задачи – установления состава конкретного правонарушения и его отличия от других видов правонарушений.
Трудность в разграничении обусловлена тем, что они все наделены общими признаками, а именно: представляют опасность или вред, а также нарушают правовые нормы. Однако имеются и крайне важные отличия. Степень общественной опасности разграничивает деяния на проступки и преступления.
Последнее регулируется уголовным кодексом. Проступок же является правонарушением, ответственность за которое предусмотрено административным и прочими видами права. При этом его необходимо отличать от проступков дисциплинарного характера.
В качестве наказания применяются дисциплинарные взыскания, которые отличаются правовыми последствиями и составом тех, кто может их применять. Решение о взыскании принимается только руководством той организации, где работает провинившийся.
Признанный виновным несет два вида ответственности.
Возможности освобождения
Основания освобождения от административной ответственности прописаны в КоАП отдельной статьей. Здесь указаны все обстоятельства, по которым производство дела невозможно.
Первым таким основанием является отсутствие события правонарушения, то есть факт его совершения не доказан. В этом случае либо в действиях не было признаков противоправности, либо установить их не представляется возможным.
Следующим основанием выступает отсутствие состава правонарушения.
Доказанная крайняя необходимость совершенных действий также может послужить причиной в отказе привлечения. Как правило, дело не может быть открыто, а если это уже произошло, то оно должно быть прекращено. В данном случае устанавливается факт содеянного, но отсутствует состав, который Кодексом квалифицируется как противоправный или виновный.
В случае принятия решения об амнистии также можно избежать ответственности. В России исключительным правом на объявление об амнистии и издание соответствующего акта обладает Госдума. Адресаты — индивидуально неопределенный круг виновных лиц.
Что это значит? Поскольку применение мер воздействия в рамках административного права подразумевает ограничение прав и свобод, Конституция России предусматривает, что, если какой-то закон отменен, то и наказание за его нарушение должно быть снято.
Существенными являются и такие основания освобождения от административной ответственности, как истечение сроков давности наказания за конкретное правонарушение. Кодексом регламентировано, что судьи арбитражных судов, которые занимаются рассмотрением таких дел, обязаны проверять сроки давности.
При этом должны учитываться обстоятельства, по которым могли быть приостановлены эти сроки, и порядок их приостановления. Здесь есть один нюанс. Согласно законодательству, пропущенные сроки давности восстановлению не подлежат.
Согласно КоАП, гражданин не может быть привлечен за совершение одного и то же деяния дважды.
К примеру, если нарушитель за совершение определенных действий уже привлекался к административной ответственности, или в отношении него ведется производство по делу, или же есть постановление о возбуждении уголовного дела по факту этих самых действий, повторно по этому же эпизоду его наказать уже не могут.
Разумеется, безусловным основанием для освобождения от ответственности является смерть того, в отношении которого ведется расследование. Если в ходе разбирательства устанавливается хотя бы одно из этих обстоятельств, выносится решение о закрытии производства.
Порядок привлечения к ответственности
Российское законодательство предусматривает четкий порядок привлечения к административной ответственности нарушителей. Наказания назначаются в рамках, законодательно установленных. К ответственности могут быть привлечены лица, достигшие 16 лет. При вынесении санкций устанавливается характер нарушения.
Стоит отметить, что в качестве смягчающих могут быть признаны и обстоятельства, не входящие в перечень Кодекса. Однако для этого должны быть предъявлены исчерпывающие доказательства.
Если же представленные аргументы не были приняты в расчет при вынесении постановления о наказании, виновный может обжаловать этот документ в законном порядке.
Возможности обжалования
Кодексом предусмотрен порядок обжалования постановлений о привлечении к административной ответственности, не вступивших в законную силу. О чем идет речь? Как известно, срок обжалования – один месяц.
Помимо этого, обратиться с данным иском в вышестоящий судебный орган может и должностное лицо, которое составляло протокол.
Если постановление было вынесено в суде, тогда иск об его отмене должен быть подан в вышестоящую судебную инстанцию. При вынесении решения коллегиальным органом, обращаться необходимо в районный суд по месту нахождения этого органа.
Постановления о привлечении к ответственности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей обжалуются только в арбитражных судах.
Виды административного наказания
Следствием совершения какого-либо правонарушения становится привлечение к административной ответственности. КоАП предусматривает разные способы взыскания за содеянное. Самое безобидное – предупреждение.
Как правило, предупреждение выносят тем, кто совершил противоправный поступок впервые.
Наиболее распространенное наказание – штраф. Согласно КоАП, минимальным его размером является единоразовая выплата суммы, которая не может быть меньше одной десятой части минимальной зарплаты (МРОТ), а максимальный – не более 25 МРОТ для граждан, не более 50 МРОТ для должностных лиц, не более тысячи МРОТ – для юридических лиц.
Вследствие нарушения закона нарушитель может быть приговорен к лишению специального права на определенное время.
Самым серьезным наказанием является административный арест. Данная санкция предполагает изоляцию нарушителя от общества на короткий срок. Максимальное время нахождения под арестом – 15 суток.
Если нарушаются предписания режима чрезвычайного положения или проведения контртеррористической операции, пребывание в изоляторе составит месяц. Данное наказание применяется только в том случае, если основание административной ответственности по своему смыслу граничит с преступлением.
К нарушителям без гражданства или иностранцам также могут быть применены меры административного выдворения из страны. Нарушители принудительно и под бдительным контролем соответствующих органов покидают пределы Российской Федерации.
Также граждане могут быть подвергнуты дисквалификации или приостановлению профессиональной деятельности. Первое распространяется на топ-менеджеров, ипэшников и арбитражных управляющих. Предполагается, что на срок от полугода до трех лет указанным лицам запрещается занимать определенные управленческие должности или вести предпринимательскую деятельность.
Приостановление деятельности – это относительно новое наказание, которое было введено в российский КоАП в 2005 году. Санкция применяется, если есть угроза жизни или здоровью людей, опасность эпидемии и прочее, а также если оказывается противодействие в области отмывания доходов и финансирования терроризма.
Источник: https:///
Основания для привлечения к ответственности
Основание для привлечения к ответственности — наличие в ваших действиях состава административного правонарушения. Это значит, что органы должны доказать, что в определенное время и в определенном месте именно вы совершили нарушение, у вас был определенный умысел либо вы совершили его по неосторожности, вы можете быть привлечены к административной ответственности (в частности, вам больше 16 лет).
Поводы для возбуждения административного дела:
- видеосъемка на автоматическую камеру;
- обнаружение вашего нарушения должностным лицом, которому КоАП РФ дает право составлять протокол;
- поступление жалобы в орган, который имеет право привлекать к ответственности, в которой указывается на то, что вы что-то нарушили. Дело возбудят только в случае, если информация подтвердится.