Содержание
Выписали требование – что делать?
Впрочем, "словоблудие" – это, возможно, красиво с точки зрения законодательства, но не практично. Что делать, если вопреки Вашим доводам о незаконности требований, Вам его всё-таки выписали?
И здесь у нас для Вас плохие новости – только растонироваться и не тонироваться до истечения срока требования. Увы, но иных лазеек и способов избежать требования, равно как и его последствий, на 2022 год нет.
За неисполнение требований сажают и будут сажать. Причём, даже если:
- Вы растонировались и снова затонировались,
- всё также, как и в пункте 1, но у Вас есть подтверждающие документы о том, что тонировку Вы сняли (а затем снова наклеили),
- если требование выписали на одного водителя, а повторно поймали уже другого (впрочем, тут, согласно судебной практике 2022 года, возможны варианты избежать наказания).
Законно ли требование за тонировку в 2022 году?
Предписание о снятии тонировки - это дополнительный документ, который выдается водителю вместе с постановлением о наложении административного штрафа.
При этом в требовании указывается, что водитель должен снять тонировочную пленку в течение определенного срока (обычно 10 дней). В противном случае нарушитель будет привлечен к дополнительной административной ответственности. Причем наказание предусмотрено довольно серьезное - вплоть до ареста на срок до 15 суток.
Впервые о подобной схеме я услышал от читателей несколько лет назад. Причем было непонятно, на основании чего сотрудники ГИБДД требуют от водителя снять тонировку. В связи с этим возникали сомнения в законности их требований.
Однако на практике документ составлен хитрее, чем это казалось вначале.
Почему требования незаконны?
Примеры таких требований:
- о недопущении нарушения с перспективой административного ареста и аннулирования регистрации авто,
- о прекращении противоправных действий по тонировке,
- ещё одно требование о прекращении противоправных действий,
- за отказ устранить тонировку на месте.
Есть целых 2 противоречия действующему на 2022 год закону таких предписаний за тонировку.
Вы выполните требование в течение его срока много раз!
Первое заключается в управлении транспортным средством. Выше в цитате из ПДД мы не зря указали на то, что это выдержка из перечня условий, при которых запрещена эксплуатация автомобилей. КоАП также наказывает за управление.
Тонкость заключается в том, что чаще всего Вам выписывают "требование о прекращении правонарушения". Между тем, как мы упомянули выше, тонировка разрешена и не является правонарушением. Нарушением ПДД является управление с тонированными стёклами со светопропускаемостью менее 70%. Соответственно, каждое начало движения после остановки образует новый состав по этому нарушению.
Но в момент, когда выписывает само требование об устранении, тонированный автомобиль уже остановлен сотрудником ГИБДД – то есть правонарушение прекращено! И, учитывая средние сроки таких предписаний в 10 и более дней, Вы не раз ещё остановитесь и по сути выполните данное требование. Вы его будете выполнять по несколько раз в день!
Другое дело, если на злосчастной бумаге значится "Требование о прекращении условий, ведущих к нарушению". Тут уже инспектор вроде как и в курсе, что нарушением является управление, и потому выписывает требование более предметное – прекратить условия, влекущие нарушение, то есть исходит прямо из ПДД (перечень условий, при которых запрещена эксплуатация).
В этом случае также ничего законного нет. Тонировка – это не условие, ведущее к нарушению. Следуя такой логике, можно было бы:
- запретить продажу слишком тёмной тонировочной плёнки как условие ведущее к нарушению ПДД,
- ввести сухой закон в стране, учитывая, что любой пьяный гражданин такой страны может сесть за руль.
Впрочем, доля логики здесь всё же есть – ведь единственная цель автомобиля – его эксплуатация, управление им. И излишняя тонировка передней полусферы неминуемо приведёт к правонарушению. Иначе зачем тонировать окна, если машина будет стоять?! Тем не менее, требование о прекращении условий правонарушения всё равно незаконно, и вот почему!
Нет регламента выписывания письменных требований
Право в России основывается на чёткой букве закона. Иначе и быть не может! И одним из критериев такой чёткости является прямое предписание порядка оформления различных процедур, а также письменных документов:
- протокол регулируется статьёй 28.2 КоАП, постановление со штрафом – ,
- порядок задержания описывают пункты 179-188 регламента МВД,
- и ещё множество административных процессуальных действий.
По требованиям Вы не найдёте порядка их письменного выписывания ни в КоАП, ни в регламенте МВД, ни где-либо ещё, потому что речь идёт о немедленном прекращении правонарушения, когда, например, пьяный дебошир избивает прохожих, и сотрудник полиции имеет право (и обязан) не дать ему возможности продолжать это делать, и о других "острых" нарушениях.
Требование же о снятии тонировки по сути не имеет под собой никаких регламентирующих порядок его написания документов, поэтому не должно являться каким-либо аргументирующим доводом в суде.
Ещё абсурднее выглядит такой критерий требования, как его срок. И непонятны также обязательность понятых, наличие подписи лица, в отношении которого оно выписано, какие данные необходимо вносить в этот документ.
Тем не менее, требования на практике 2022 года выписывают почти во всех регионах России.
Правовая основа
Итак, если у Вас тонирована передняя полусфера стёкол со светопропускаемостью менее 70%, то Вам могут выписать одну из двух бумаг:
- требование об устранении тонировки как правонарушения,
- предписание о снятии тонировки.
Оба этих документа равнозначны по закону на 2022 год, имеют одинаковую силу, направлены на одну и ту же цель и приведут к одним и тем же последствиям, поэтому в статье мы будем употреблять их как синонимы.
Законодательная база выписывания таких предписаний – целых 5 нормативно-правовых актов:
- ПДД,
- Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колёсных транспортных средств",
- КоАП,
- Федеральный закон "О полиции",
- Административный регламент, введённый Приказом №664 МВД.
Если подробнее, то давайте перечислим выдержки из каждого из этих законодательных актов!
ПДД непосредственно запрещает тонировать машину в своём Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация машин:
Разрешается применять тонированные стёкла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует ГОСТу 5727-88.
Как видим, ПДД ссылается на ГОСТ. Но последний не актуален на 2022 год и представлен альтернативой в виде Техрегламента, который как раз и регулирует соответствие тонировки:
4.3. Светопропускание ветрового стекла и стёкол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя, должно составлять не менее 70%.
Административный кодекс, в свою очередь, устанавливает ответственность за нарушения ПДД, ссылающегося на Техрегламент, и предписывает штраф 500 рублей за тонировку:
3.1. Управление транспортным средством, на котором установлены стёкла (в том числе покрытые прозрачными цветными плёнками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колёсных транспортных средств,
влечёт наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Также именно в КоАП есть наказание за невыполнение законного требования сотрудника полиции, коим инспектор ГИБДД и является:
1. Неповиновение законному требованию сотрудника полиции ... влечёт наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
ФЗ о полиции в своей статье №13 говорит следующее:
1. Полиции для выполнения возложенных на неё обязанностей предоставляются следующие права:
- требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов...
И, наконец, Административный регламент пунктом 6 предписывает сотрудникам ГИБДД право:
6. Должностные лица при осуществлении федерального государственного надзора имеют право:
6.1. Требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий.
На первый взгляд по существу изложения правовых актов кажется, что всё логично – тонировка есть нарушение ПДД, полиции дано право требовать прекратить это нарушение, а КоАП предписывает арестовывать водителей за невыполнение требования. Но всё не совсем так!
Обжалование предписания в суде
Как показывает практика, в случае повторного управления затонированным автомобилем суды встают на сторону сотрудников ГИБДД. Т.е. водители получают дополнительный штраф или арест. Так что не стоит рассчитывать, что решение удастся легко опротестовать.
С другой стороны, суды не накладывают наказание, если процессуальные документы составлены с нарушениями. Так что внимательно изучите имеющиеся документы. Если там есть какие-то ошибки (например, от водителя требуют устранить тонировку на месте правонарушения), то есть смысл обратиться в суд с жалобой.
Источники
Использованные источники информации при написании статьи:
- https://tonkostipdd.ru/pdd/vypisali-trebovanie-o-snyatii-tonirovki-pochemu-ono-nezakonno
- https://pddmaster.ru/shtraf/predpisanie-tonirovka.html