Есть ли запрет на выход на митинги

 

Предложив ввести QR-коды как свидетельство о вакцинации, власти столкнулись с неожиданным и достаточно активным сопротив.. За месяц до старта кампании по выборам в Госдуму в большинстве регионов сохраняются ограничения на массовые мероприятия, а кое-где их начинают ужесточать под предлогом третьей волны коронавируса. Оппозиция не сомневается, что запреты будут использоваться в политических целях — для пресечения уличной агитации, но надеется, что сможет компенсировать ее отсутствие работой в интернете. Власти «на всякий случай» страхуются от протестов, считает эксперт.

Основное содержание изменений

Ниже речь пойдет о восьми законопроектах, шесть из которых уже приняты депутатами Госдумы, одобрены Советом Федерации и подписаны Президентом, а другие два успешно прошли первое чтение. При этом многие законопроекты рассматриваются отечественным парламентом с высокой скоростью: за месяц или и того быстрее. Шесть законопроектов были предложены депутатом Дмитрием Вяткиным (так называемый «пакет Вяткина»). Эти законопроекты предусматривают изменения в Федеральный закон о митингах (далее ФЗ о митингах), в Кодекс об административных правонарушениях (далее КоАП), а также в Уголовный кодекс (далее УК). Два других законопроекта принадлежат авторству нескольких депутатов и сенаторов и вносят изменения в ряд законов. В них вводится обязанность для владельцев социальных сетей блокировать информацию о не согласованных с властями публичных мероприятиях, а также административную ответственность за неисполнение этого требования.

Изменения в ФЗ о митингах из «пакета Вяткина».

Законопроекты внесены в Госдуму 17 ноября 2020 года, приняты в первом чтении 9 декабря 2020 года, во втором — 22 декабря 2020 года, в третьем — 23 декабря 2020 года, одобрен Советом Федерации — 25 декабря 2020 года, подписан Президентом — 30 декабря 2020 года. Законы вступают в силу с 10 января 2021 года.

  • Полностью запрещается иностранное и анонимное финансирование публичных мероприятий. Требуется предоставлять дополнительную финансовую отчетность с указанием реквизитов банковской карты для организатора при подаче уведомления о проведении акций с количеством участников более 500 человек. Также необходимо предоставлять паспортные данные при переводе денег на организацию подобной акции.
  • Организатор акции обязан либо согласиться с предлагаемыми властями альтернативным местом и временем проведения акции, либо вообще отказаться от ее проведения.
  • Увеличивается период, в течение которого власти должны дать ответ на уведомление о публичном мероприятии.
  • Вводятся дополнительные территориальные запреты на проведение акций у зданий, занимаемых «экстренными оперативными службами», к которым относятся в том числе полиция и ФСБ. При этом полный список таких служб устанавливается не законом, а постановлением Правительства.
  • Вводится единообразный, утверждаемый профильным ведомством «отличительный признак для журналистов», обязательный к ношению во время публичных мероприятий, а также журналистам запрещается ношение масок во время публичных мероприятий.
  • Ограничивается агитация к участию в публичном мероприятии.
  • Суду предоставляется возможность признать постфактум пикетную очередь несогласованным публичным мероприятием.

Изменения в КоАП из «пакета Вяткина».

Законопроекты внесены в Госдуму 23 ноября 2020 года, рассмотрены в первом чтении 24 декабря 2020 года, поправки ко второму чтению принимаются до 22 января 2021 года.

  • Введение ответственности для журналистов за неправомерное ношение отличительного знака на акциях, что создает возможность привлечь журналистов и по статье 212.1 УК в случае нескольких подобных нарушений.
  • Введение ответственности для организаторов акций и жертвователей, которые нарушили правила о запрете иностранного и анонимного финансирования акций.
  • Увеличение наказания по статьям о неповиновении законному распоряжению сотруднику полиции и о нарушении правил проведения публичного мероприятия (статьи 19.3 и 20.2 КоАП).

Изменения в УК из «пакета Вяткина».

Законопроекты внесены в Госдуму 14 декабря 2020 года, приняты в первом чтении 22 декабря 2020 года, из-за отсутствия поправок приняты в качестве закона сразу во втором чтении 23 декабря 2020 года, одобрен Советом Федерации — 25 декабря 2020 года, подписан Президентом — 30 декабря 2020 года. Законы вступают в силу с 10 января 2021 года.

  • Внесены поправки в статью 267 УК (приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения), которые предусматривают ответственность за «умышленное блокирование транспортных коммуникаций, объектов транспортной инфраструктуры либо воспрепятствование движению транспортных средств и пешеходов на путях сообщения, улично-дорожной сети, если эти деяния создали угрозу жизни, здоровью и безопасности граждан, либо угрозу уничтожения или повреждения имущества физических и (или) юридических лиц». То есть уголовная ответственность теперь возможна и за формальные нарушения без наступления негативных последствий. Подробнее про это мы писали ранее здесь.
  • Внесены поправки в статью 213 УК («Хулиганство»), которые предусматривают применение этой статьи теперь и в случае грубого нарушения общественного порядка «с применением насилия к гражданам либо угрозой его применения». Опасение вызывает то, что «угроза насилия» — очень широкое понятие, неясно, что это будет означать на практике. Кроме того, вторую часть этой статьи также распространят на действия «группы лиц». До поправок в законе было упоминание только группы лиц по предварительному сговору и организованной группы, что предполагало изначальную нацеленность привлекаемых по статье на совершение противоправных действий. Сейчас же это вполне может применяться к любой группе граждан, не объединенных противоправной целью, но нарушающих общественный порядок.

Изменения, связанные с блокировкой информации об акциях в соцсетях.

Законопроект об обязанности по мониторингу соцсетей изначально внесен 12 июля 2017 года и принят в первом чтении 12 апреля 2018 года, поправка о блокировке информации о собраниях появилась ко второму чтению 22 декабря 2020 года, в третьем чтении законопроект принят 23 декабря 2020 года, одобрен Советом Федерации — 25 декабря 2020 года, подписан Президентом — 30 декабря 2020 года. Закон вступает в силу с 1 февраля 2021 года.

Законопроект об административной ответственности за неисполнение правил блокировки информации в соцсетях внесен в Госдуму 16 июля 2020 года, принят в первом чтении 13 октября 2020 года, во втором — 22 декабря 2020 года, в третьем — 23 декабря 2020 года, одобрен Советом Федерации — 25 декабря 2020 года, подписан Президентом — 30 декабря 2020 года. Закон вступает в силу с 10 января 2021 года.

  • В Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» вводится обязанность для владельцев соцсетей мониторить и ограничивать доступ к «информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка».
  • В КоАП вводится соответствующая ответственность за неисполнение владельцем социальной сети обязанностей по мониторингу и блокировке информации.

Юристы и аналитики ОВД-Инфо и Московской Хельсинкской группы подготовили анализ законопроектов о внесении изменений в ФЗ о митингах и КоАП из «пакета Вяткина», в котором подробно описаны юридические проблемы и противоречия, заложенные в законопроектах, и то, как их принятие повлияет на международные обязательства Российской Федерации. Анализ был подготовлен сразу после внесения законопроектов в Госдуму, и поэтому в нем не отражены некоторые поправки, предложенные депутатами уже во втором чтении. Наиболее существенным изменением среди этих поправок является то, что требования о финансовой отчетности для организаторов акций в финальной версии принятого законопроекта относятся не ко всем публичным мероприятиям, а только к тем, в которых участвует более 500 человек. Тем не менее, основные тезисы аналитики не потеряли своей актуальности.

Читать аналитику и детальный разбор законопроектов на русском языке. Читать аналитика и детальный разбор законопроектов на английском языке.

Источники

Использованные источники информации при написании статьи:

  • https://ovdinfo.org/reports/zakonodatelnye-ogranicheniya-svobody-sobraniy-pod-konec-2020-goda
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий