Режимы чрезвычайного положения, чрезвычайной ситуации на территории России или отдельных ее регионов не введены. Вводится, как правило, режим повышенной готовности, но он ограничения на свободу передвижений не предусматривает. Тайга.инфо - информационно-аналитическое издание об общественно-политических, экономических и культурных событиях и тенденциях в Сибирском федеральном округе. Отставки и назначения. Корпоративные конфликты. Главные премьеры и фестивали. Режимы чрезвычайного положения, чрезвычайной ситуации на территории России или отдельных ее регионов не введены. Вводится, как правило, режим повышенной готовности, но он ограничения на свободу передвижений не предусматривает. Тайга.инфо - информационно-аналитическое издание об общественно-политических, экономических и культурных событиях и тенденциях в Сибирском федеральном округе. Отставки и назначения. Корпоративные конфликты. Главные премьеры и фестивали.
Содержание
Свобода передвижения
Свобода и неприкосновенность личности.
Согласно статье 25 Конституции государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности.
Свобода – это возможность человека поступать по собственному усмотрению в рамках Конституции и закона и отстранять любых других лиц от вмешательства в свою жизнедеятельность.
Несмотря на свое важнейшее значение, право на свободу отсутствовало в советских Конституциях. Право на свободу является обобщенным правом, которое охватывает целый ряд конституционных прав и свобод:
Ø Свободу передвижения;
Ø Право на вступление в брак;
Ø Свободу мысли и слова;
Ø Свободу предпринимательства;
Ø Свободу объединений и т. д.
Право на свободу играет большую роль в понимании сути взаимоотношений между человеком и государством. Человек, поскольку он свободен, не должен жить ради государства, он самостоятельно определяет цели своей жизнедеятельности. Государство же не свободно, оно обязано служить человеку, защищать его. Право на свободу влечет и значимые практические последствия.
Из него вытекает запретительный тип правового регулирования: все, что не запрещено, то дозволено. Следовательно, человеку, чтобы поступать по своему усмотрению, не обязательно искать на это право в законодательстве. Достаточно убедиться, что желаемое поведение не запрещено.
Неприкосновенность можно считать аспектом свободы. В таком ключе неприкосновенность – это возможность отстранять от вмешательства в свою жизнедеятельность любых субъектов (индивидов, государство).
Право на неприкосновенность включает как физическую, так и психическую неприкосновенность. Поэтому нарушение права на неприкосновенность будет не только, например, нанесение телесных повреждений, незаконное задержание или арест, но и несогласование с человеком психических, в том числе, гипнотических воздействий.
Из статьи 25 Конституции следует возможность установления случаев ограничения прав на свободу и неприкосновенность:
Ø Задержание или арест (лица не признаны совершившими правонарушение, они только под подозрением);
Ø Применение юридической ответственности, связанной с ограничением свобод;
Ø Исправительная работа
Согласно статье 30 Конституции Республики Беларусь граждане Беларуси имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства на территории Беларуси, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно. Данное право обобщенно можно назвать свободой передвижения. Свобода передвижения имеет 2 аспекта:
· внутренний аспект: право передвигаться по территории Беларуси, в том числе выбирать место жительства.
· внешний аспект: право покидать Беларусь и возвращаться на родину.
Свобода передвижения служит более полной реализации многих других конституционных прав и свобод:
· право на труд (возможность передвигаться, в том числе выезжать за пределы Беларуси в поиске работы);
· право на образование (возможность иногородним студентам обучаться в Минске);
· право на участие в культурной жизни.
Свобода передвижения является первым конституционным правом, субъектами которого названы лишь граждане Беларуси. Только они в полной мере пользуются свободой передвижения. Необходимо иметь в виду, что в некоторой степени свобода передвижения присуща также иностранным гражданам и лицам без гражданства, однако они не наделены правом въезда в Республику Беларусь, поскольку такая возможность зависит от усмотрения белорусского государства (его разрешения).
Основным проявлением внутреннего аспекта свободы передвижения служит возможность выбирать место жительства в Беларуси. Однако свобода передвижения не исчерпывается этим, поскольку граждане перемещаются и в других целях (для отдыха). Долгое время свобода передвижения граждан Беларуси была ограничена институтом прописки. Прописка являлась разрешительным механизмом: она была сопряжена с целым рядом условий и граждане прописывались с разрешения государственных органов. Лишь в 2007 году прописка в нашей стране отменена. Это сделано указом Президента «О совершенствовании системы учета граждан по месту жительства и месту пребывания». В соответствии с указом, прописка заменена регистрацией. В теоретическом плане регистрация представляет собой уведомительный механизм: граждане лишь информируют государство о месте своего проживания и им не требуется разрешение государственных органов. Однако в практической плоскости возможность регистрации также связана с определенными условиями, несоблюдение которых повлечет отказ в регистрации. Следовательно, по существу регистрация является лишь более простым способом учета граждан, нежели прописка.
Внешний аспект свободы передвижения дает возможность гражданам Республики Беларусь выезжать из страны и возвращаться обратно. Внешняя свобода передвижения также подвергалась в Беларуси неправомерным ограничениям. Действовавший ранее закон «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь» устанавливал разрешительный порядок выезда из Беларуси. Гражданину необходимо было получить разрешение уполномоченных органов на выезд. Данное разрешение оформлялось путем проставления отметки в паспорте гражданина. Разрешение действовало только в течение определенного периода, а его получение связывалось с необходимость уплаты государственной пошлины.
В 2009 году принят новый закон «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь». Он не предусматривает необходимости обращения в государственные органы за разрешением на выезд. В то же время закон определяет некоторые категории лиц, выезд которых из Беларуси ограничен. Данные нормы закона отвечают статье 23 Конституции.
Читайте так же: Образец анонимного письма на руководителяИсходя из конституционной свободы передвижения (внутренний аспект), государство не вправе регламентировать цели выезда своих граждан за рубеж. Выезд в другое государство, в том числе на постоянное место жительства, не является изменой своему государству, не может влечь каких-либо санкций. В то же время фактическая реализация свободы передвижения (выезд из Беларуси) зависит от воли иностранного государства. Гражданин может выехать из Беларуси лишь в том случае, если он получил разрешение иностранного государства на въезд (визу). Таким образом, внешний аспект свободы передвижения фактически не может быть обеспечен в полной белорусским государством.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Источник:
Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I
«О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»
С изменениями и дополнениями от:
2 ноября 2004 г., 18 июля 2006 г., 25 декабря 2008 г., 27 июля, 13 декабря 2010 г., 1 июля, 6 декабря 2011 г., 30 декабря 2012 г., 25 ноября, 21, 28 декабря 2013 г., 22, 31 декабря 2014 г., 29 июня, 28 ноября 2022 г., 2 июня 2022 г., 3 апреля 2022 г., 27 декабря 2022 г., 1 апреля 2022 г.
ГАРАНТ:
См. комментарии к настоящему Закону
Президент Российской Федерации
Москва, Дом Советов России.
25 июня 1993 года.
Дается определение места пребывания и места жительства. Устанавливается регистрационный учет граждан по месту пребывания и по месту жительства. Для граждан РФ сохраняется обязанность регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства, однако отсутствие регистрации не может служить основанием ограничения прав и свобод граждан.
Право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства ограничивается только в пограничной полосе, в закрытых военных городках, в закрытых административно-территориальных образованиях, в зонах экологического бедствия, на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.
Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»
Настоящий закон вводится в действие с 1 октября 1993 г.
Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации от 12 августа 1993 г., N 32, ст.1227
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 1 апреля 2022 г. N 48-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 апреля 2022 г.
Федеральный закон от 27 декабря 2022 г. N 528-ФЗ
Изменения вступают в силу с 8 января 2022 г.
Федеральный закон от 3 апреля 2022 г. N 65-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 2 июня 2022 г. N 152-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 ноября 2022 г. N 358-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 29 июня 2022 г. N 197-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 525-ФЗ
Читайте так же: Приказ црб об учете хранении родовых сертификатовИзменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 446-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 387-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 376-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 313-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 февраля 2013 г., за исключением изменений в статью 7, вступающих в силу с 1 января 2014 г.
Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 399-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ (в редакции Федерального закона от 13 декабря 2010 г. N 358-ФЗ)
Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.
Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 121-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Источник:
Источники
Использованные источники информации при написании статьи:
- https://xn--f1ahb2ag.xn--p1ai/primer-narusheniya-prava-na-svobodu-peredvizheniya/