Что выгоднее пропан или метан

 

Выбор между двумя типами газобаллонного обрудования – метановым и пропановым – должен осуществляться автовладельцами с учетом всех минусов и плюсов каждого вида топлива. Кроме того, надо принимать во внимание и тот факт, что для каждого транспортного средства нужно учитывать и свои индивидуальные характеристики. Какое газовое топливо для автомобилей выгоднее: метан или пропан. Сравнительный анализ использования метана и пропана как топлива для автомобиля.

Содержание

Безопасность пропана и метана

Если говорить о безопасности газового топлива, то важно подчеркнуть, что качественная установка хорошего оборудования делают автомобили на ГБО безопасными на уровне с авто на бензине.

Если сравнивать безопасность этих двух видов газа, то уровень безопасности метана выше в два раза, чем пропан. Метан имеет класс безопасности 4, когда класс пропана 2. Но не стоит переживать, ведь на пропановые баллоны обязательно согласно с правилами ЕЭК ООН №67(01) должен быть установлен мультиклапан безопасности с пожарным, скоростным и электромагнитным клапанами. Они отвечают за прекращение подачи газа в неработающий двигатель.

Основные отличия

Метан и пропан – два абсолютно разных типа газового топлива. Главное отличие состоит в разных агрегатных состояниях. Для пропана характерна сжиженная фаза, в то время как метан подвергается сжатию в газообразном виде. Его называют компримированным (сжатым) природным газом (КПГ).

Соответственно, пропан – сжиженный нефтяной газ (СНГ). Нефтяной, потому что является побочным продуктом от переработки нефти. Пропан-бутан также могут получать, отделяя его от природного газа.

Итак, главное отличие метана от пропана – разная фаза, обусловленная природными свойствами, а также технологией добычи. Помимо этого, газы отличаются по техническим характеристикам, экологичности и безопасности.

Технические характеристики

Первое отличие – разная способность сопротивляться взрыву, то есть самовозгоранию при сжатии. Детонационную стойкость, как известно, показывает октановое число. Чем оно больше, тем сильнее необходимо сжать газ, чтобы он взорвался.

Октановое число пропана и метана – соответственно 105 и 110. Как видим, пропан более подвержен взрыву, но в целом показатель у газов высокий, превышает аналогичный у бензина на 10–15 единиц.

Есть разница в изготовлении баллонов: давление внутри емкости должно быть в одном случае небольшое, а в другом – огромное. Под небольшим подразумевают величину 15 атмосфер, которая привычна для хранения пропана. А вот давление метана в баллоне авто составляет  200–250 атмосфер. Для сравнения: внутри накаченной шины данный показатель – чуть более 2 атм.

Пропановый баллон имеет толщину около 5 мм, а вот чтобы удержать внутри емкости газообразный метан, потребуется очень толстая стенка. Как следствие – заметная прибавка в массе. Емкость для жидкого газа весит 20–30 кг, для метана – от 60 до 120 кг.

Из-за толстых стенок также уменьшается внутренний объем баллона, и в полную метановую емкость вмещается меньше газа. Как следствие, разница между метаном и пропаном ощутима – на одном и том же автомобиле пропановый баллон позволяет проехать путь втрое больше. Запасов среднего комплекта пропан-бутана хватает на 600–1000 км, метан закончится через 250–350 км.

Поскольку пропан жидкий, его объем измеряют в литрах, количество метана определяется в кубометрах.

Еще один фактор, в чем отличается метан от пропана на авто, – расход. Если взять автомобиль, который расходует 10 литров бензина на 100 км, то ему же потребуется 11–11,5 л пропан-бутановой смеси и порядка 8–8,5 кубометров метана (1 м3 = 1,2 л бензина).

Пропановая установка не приводит к значительной потере мощности двигателя (около 3–5 %), в то время как метановое ГБО может ослабить агрегат до 20 %. В установках новых поколений этот показатель постепенно удается уменьшать.

Что касается влияния низких температур, то метан практически не изменяет свои свойства на морозе, а показатели жидкого газа при сильном холоде резко ухудшаются.

Экологичность

Разница между пропаном и метаном в том, что природный газ экологически чистый. Заправка метана в баллон происходит на газонаполнительной компрессорной станции (АГНКС). Природный газ доставляется до заправки по газопроводу, цистерны использовать не нужно.

Метан считается наиболее чистым топливом на планете, он безопаснее, чем электродвигатели и солнечные батареи.

Выхлопы от метана соответствуют экологическому стандарту EURO-5. Тот факт, что природный газ (ПГ) поступает из недр прямо на заправку, исключает какие-либо примеси, поэтому качество не ухудшается.

Пропан заправляют в авто на газозаправочной станции (АГЗС). Доставка с места переработки – в цистернах. В состав нефтяного газа входят примеси, из-за которых его экологичность гораздо ниже, чем у метана. Но даже этот газ обеспечивает более чистый выхлоп, чем бензин.

Влияние пропана и метана на автомобиль

Газовое топливо в отличие от бензина не смывает с цилиндров в двигателе масло и, исходя из этого, срок их службы увеличивается в разы. Газ так же не выделяет сажу на свечах при сгорании, именно поэтому срок службы свечей у машин на газовом топливе выше, чем у авто на бензине. Также, стоит отметить об отсутствии детонации двигателя при работе автомобиля на метане и пропане, что есть плюсом. Единственное, что температура возгорания пропана или метана выше, чем температура возгорания бензина, но это не создаёт существенного влияния на составляющие автомобиля.

Виды газового топлива

Автомобили могут заправляться газовым горючим двух видов:

  1. Пропан-бутановая смесь (в народе – «пропан»). Состоит из пропана (С3Н8) и бутана (С4Н10). Без дополнительной примеси бутана, пропан не сможет выполнять функцию автомобильного топлива. Данный газ не является природным, его получают путем переработки сырья.
  2. Метан (СН4) – газ, который закачивается в баллоны практически в том же виде, что и добывается из недр земли. Подвергается лишь небольшой очистке.
Фото 1

Подведем итоги

Однозначно ответить, что лучше конкретно для вашего автомобиля, метан (природный газ) или пропан-бутан (жидкий), нельзя. Все зависит от частоты эксплуатации транспортного средства, ведь необходимо, чтобы более дорогое метановое ГБО быстрее окупилось и приносило экономию денег. Пропан менее экономичный, но установить такое ГБО проще и дешевле.

Несмотря на то что метан – более экологичный, экономный и безопасный, чем пропан, заправок с природным газом крайне мало. По мере развития сети АГНКС по стране количество авто на метане будет увеличиваться. К тому же запасов природного газа хватит еще на 200 лет, а нефть закончится гораздо раньше.

Основные достоинства и недостатки газового топлива

Разница между пропаном и метаном есть, но в целом газовое топливо пользуется популярностью благодаря ряду преимуществ, которые его выгодно выделяют среди дизеля и бензина. Основными плюсами эксперты считают:

  1. Экономия личного бюджета. Особенно это актуально, если транспортное средство эксплуатируется регулярно и на дальние расстояния.
  2. Повышение рабочего ресурса моторной системы. В отличие от бензина, газ не образует копоть на стенках, не разжижает смазочное вещество внутри и после него меньше продуктов сгорания.
  3. Снижение шума в процессе работы автомобиля.
  4. Экологическая безопасность. По некоторым данным, использование газа позволяет снизить токсическую нагрузку на окружающую среду.

Важно знать! Но кроме преимуществ существуют и очевидные недостатки этого топлива, поэтому оно и не является полноценной заменой бензина или дизеля. К ним относят высокую стоимость оборудования, понижение мощностей двигателя (в среднем на 5-6%), повышение класса опасности авто и необходимость постоянно контролировать состояние системы в целом.

Расход топлива ГБО и запас хода

Пропан имеет расход 5-7% больше, чем бензина. При расходе бензина 10 литров на 100 километров — расход пропана будет равен 11 - литров на 100 километров.

Метан имеет расход на 0-10% меньше, чем расход бензина. То есть, при расходе 1 литр бензина на 10 километров потребляемое количество метана будет составлять 9 м3. Пропан имеет преимущество увеличить срок езды без заправки за счет большего объема топлива.

Если учесть всё вышеперечисленное, то можно сделать выводы, что оба газа подбираются под требования клиента. Стоимость метана выше при установке, но намного дешевле при дальнейшем использовании. Стоимость пропана при установке ГТО довольно низкая, но в дальнейшем использовании он менее экономичен чем метан. Исходя из этого очевидно, что метан более экономичен, чем пропан.

Или метан или пропан

Что же лучше сжатый или сжиженный, метан или пропан, точного ответа нет, есть как положительные стороны в пользу одного, так и отрицательные в его же пользу.

Газовое оборудование на метане выгодно тем, что расход метана одинаков с бензиновым показателем, мощности двигателя не снижает, никак не влияет на износ двигателя, в основном автомобили больших таксопарков используют именно газовое оборудование на метане. И пробеги до капитального ремонта составляют 600 000 километров, ремонта требует клапанная и цилиндро — поршневая группа, а сам блок остаётся не тронутым.

Положительно отметим, тот факт, что сейчас возрастает количество заправок, продающих метан, а в некоторых регионах России, государство субсидирует установку метана владельцам.

Есть и неудобства использования метанового оборудования,

  1. цена на установку и комплектующих выше, чем у ГБО пропана;
  2. толстостенный баллон метана занимает больше места в автомобиле;
  3. работает и заправляется метан при более высоком давлении и за счет меньшего объёма баллона, газа хватает на меньший пробег машины чем у ГБО на пропане,
  4. требуется периодическое обслуживание установки (замена фильтров и регулировка).

Что представляет собой газовое оборудование

Чтобы ответить на вопрос, чем отличается метан от пропана, необходимо в первую очередь понять, что собой представляет газобаллонное оборудование. Это специфическое приспособление, позволяющее транспортному средству, функционирующему на бензине, работать, в том числе и на газу. В условиях постоянного удорожания бензина, его установка приобретает все большую актуальность. Монтировать такое приспособление можно практически на любой легковой транспорт, независимо от года выпуска и модели.

Специализированные центры устанавливают сертифицированное оборудование по разработанной технологии. Самостоятельный монтаж недопустим, так как любые ошибки или погрешности делают его небезопасным для использования. В среднем переход позволяет экономить половину обычных расходов на бензин. Но монтаж обходится недешево, особенно если выбирается 4-е и выше поколение.

Внимание! Установка ГБО является серьезным конструктивным вмешательством в транспортное средство, независимо от того, метан или пропан в нем будет использоваться, и большинством производителей не предусмотрено.

Поэтому перед проведением работы необходимо получить заключение эксперта на возможность безопасного монтажа и эксплуатации. Только с этим документом можно пройти оформление в ГИБДД – без специальной отметки в ПТС и завершения всех регистрационных действий, эксплуатировать такой транспортное средство категорически запрещено.

Фото 2

Опыт лучший учитель

Если сравнить показатели бензинового двигателя на стандартном и альтернативном топливе, то на газу машина незначительно уступает в мощности бензину, принимая во внимание, что газ дешевле бензина, а метан ещё и не снижает мощности, то эту характеристику опустим на второй план.

Теперь технический момент, многие наслышаны о том, что пропан губительно влияет на двигатель, а именно на клапанную группу и головку мотора. Это такой же абсурд, как если залить масло в двигатель и не менять его никогда, а потом жаловаться что двигатель не надёжный и капризный.

При должном уходе и правильном обслуживании ГБО на метане и пропане, прослужит очень долго,  не требуя много внимания, как и мотор автомобиля. Никаких нареканий в процессе эксплуатации ни в зимний, ни в межсезонный период не возникает, газ не имеет свойств,  впитывать влагу, или тем более замерзать. Пропан и метан в два с лишним раза дешевле бензина, и если автомобиль с большим объёмом двигателя и расходом топлива, то газ наилучшее решение. Пусть и наступит ремонт головки цилиндров с заменой клапанов, но за двести триста тысяч пробега автомобиля можно легко купить новый двигатель и еще сэкономить, хотя ремонта будет достаточно, и у самого мотора ресурс будет больше, потому как газ более чистое топливо и не загрязняет масло. Само оборудование абсолютно надежно и безопасно, настроено электронная система впрыска топлива, автоматически переводит двигатель с бензина на газ и наоборот, а у водителя всегда есть выбор,  чем заправить машину.  Да место баллон заберет, на сегодняшний день производители выпускаю разной формы баллоны и под определенные модели, поэтому все конструктивно доработано и больших неудобств не создаст.  По весу современные баллоны также доработаны и значительно легче предыдущих баллонов, (это касается метанового оборудования).

Вам будет интересно >> В чем особенность газовой установки пятого поколения производства Vialle?

Расход топлива и запас хода

Пропана расходуется на 15-20% больше, чем бензина. То есть при бензиновом расходе 10 литров/100 км расход пропана будет равен 11-12 литров на сотню.

Метана (в м3) расходуется на 0-10% меньше, чем бензина. Т.е. при расходе 10 литров бензина на 100 км эквивалентное потребляемое количество метана будет составлять 9 м3.

При этом на 100-литровом пропановом баллоне Ларгус (при расходе бензина 8 л/100 км) может проехать около 800 км. На 100-литровом метановом баллоне, в который вмещается в среднем 22-23 м3, Ларгус проедет порядка 300 км.

Метановые баллоны не бывают тороидальными, только цилиндрические. Баллоны обычно размещают за спинки сидений или закрывают фальшполом в багажнике.

Сравнение метана и пропана

Общие преимущества газов в топливе

Оба газа имеют общие преимущества относительно бензина, что позволяет год от года расширять их применение в двигательных установках.

  • Более низкая цена относительно бензина;
  • Экологическая безопасность, меньшее влияние на здоровье человека;
  • Увеличение срока езды без заправки за счет большего объема топлива, которое можно запасти;
  • В комплексе замедление износа деталей автомобиля, особенно при использовании изначально приспособленного двигателя.

Общие недостатки газов в топливе

Существует также несколько оснований, по которым бензин все еще сохраняет лидирующее положение как автомобильное топливо.

  • Меньшая доступность газов для потребителя (количество заправок, а также центров обслуживания автомобилей с газовыми установками);
  • Падение мощности автомобиля при использовании газового топлива;
  • Повышенный износ некоторых особо чувствительных участков двигателя (например, клапанов) с учетом специфики «сухого горения» газового топлива.

Основные различия метана и пропана

Метан и пропан существенно отличаются друг от друга как по специфике хранения, так и по специфике использования в качестве топлива, каждый имеет свои преимущества и недостатки.

  • По ГБО – дополнение двигателя автомобиля пропановой установкой существенно (до 70%) дешевле, чем установка метанового ГБО;
  • По стоимости – в перспективе, после того, как окупится установка ГБО, метан дает высокую экономию средств на топливо относительно пропана;
  • Снижение мощности – пропан, относительно бензина, дает незначительное снижение мощности до 3-5% двигателя, и то при развитии скорости выше 140 километров в час. Метан «ослабляет машину» до 20%. Но стоит учитывать, что данное обстоятельство было почти нивелировано в современных специализированных установках;
  • Экологическая чистота – пропан имеет примеси и не считается полностью безопасным для человека и экологии. Метан – самое чистое топливо на планете, по своей безопасности превосходящий электрические двигатели и солнечные батареи, находящийся на одном уровне со спиртовыми установками;
  • Вес баллонов и объем топлива – пропан, сжимаемый под невысоким давлением вместе со своим резервуаром, весит в несколько раз легче, чем баллон сжатого метана. При этом пропана можно запасти на путь втрое более долгий, чем метана;
  • Взрывоопасность – метан вдвое менее взрывоопасен, чем пропан, а с учетом рассеивания считается максимально безопасным относительно почти всех других видов топлива. Стоит также отметить, что баллоны метана при аварии повреждаются и деформируются существенно меньше, чем баллоны пропана. Таким образом, доставка пропана становится в перспективе более опасной;
  • Доступность заправок – метановые заправки являются редкостью, их приходится специально искать, заправки с пропаном почти также часты, как бензиновые. При этом оборудование для сжимания, очистки и заправки метана существенно менее сложное, чем пропановое.

Таблица преимуществ и недостатков пропана и метана

Заправка газом может быть удобней, экономичней и функциональней, чем использование бензина, а окончательно определиться в выборе удобного газа можно при помощи следующей таблицы.

Машины на газу: метан или пропан

Фото 4

Начнем с того, что качественное ГБО стоит достаточно дорого, причем независимо от того, какой газ используется. Однако, кроме солярки и бензина, на заправках часто можно видеть в продаже газ CNG (сжиженный газ пропан-бутан) и намного реже LPG (сжатый газ — метан).

Идем далее. Если сравнить цены на метан и пропан, тогда первый тип газа на 25-30% дешевле второго, расход на метане также ниже на 10-15%. Другими словами, на метане можно получить экономию около 35% по сравнению с пропаном. При этом, если изучить статистические данные по авто на газу, в среднем, 2/3 всех авто с ГБО ездят именно на пропане и только 1/3 использует метан. Причина в том, что данный вид топлива имеет как плюсы, так и минусы.

Прежде всего, газ-метан (СН4) является природным газом, не имеет цвета и запаха. Основным его отличием от пропана является то, что при заправке в баллоны газ не сжижается, а сжимается и находится в газообразном состоянии под высоким давлением.

Метановые баллоны большие, тяжелые (60-130 кг)  и крепкие, так как давление доходит до 270 атмосфер. Октановое число метана составляет 110-120.  При этом заправка метаном является более длительной по сравнению с пропаном (около 30 минут). Сначала баллон заправляют, потом выдерживается пауза около 20 минут, после чего осуществляется дозаправка.

В свою очередь, пропан-бутан (пропан С3Н8) является продуктом, который получается в процессе нефтедобычи. Это углеродный газ, также не имеет запаха и цвета. В баллонах пропан находится в сжиженном состоянии. Также в пропан частично добавляется бутан.

Это углеродный газ, похожий на пропан. Он нужен для того, чтобы получить необходимое октановое число газа (102-105). Давление в пропанобутановом баллоне не выше 15 атмосфер, сами баллоны легкие (до 50 кг), небольшие по размерам. Как в метан, так и в пропан-бутан добавляют специальные вещества – одоранты. Это нужно для того, чтобы ощущался запах в случае утечки газа.

Расход газа пропана на 100 км будет на 10-20% выше по сравнению с бензином, метана всего лишь на 5 % (в городском цикле). При этом во время езды по трассе на метане можно дополнительно сэкономить до 20% в сравнении с бензином, тогда как на пропане видимой экономии в плане его расхода добиться зачастую не удается. 

Получается, метан выгоднее бензина в три раза (учитывается цена метана по сравнению с пропаном и расход), пропан только в два раза. Казалось бы, единственный минус — долгая заправка и тяжелые баллоны. Однако есть и другие недостатки.

Метан ГБО или установка оборудования под пропан: что лучше для двигателя

Как известно, многих владельцев заботит вопрос, как газ влияет на двигатель автомобиля. Если сравнивать метан или пропан, а также бензин, любой газ на деле лучше для ЦПГ и несколько хуже для ГРМ.

С одной стороны, масло со стенок цилиндров не смывается на газу, само масло остается более чистым, не разжижается от попадания газа (в отличие от бензина). В результате износ цилиндров на газу меньше, масло «ходит» дольше, система смазки работает лучше.  

Также на газу детонация двигателя не проявляется, так как октановое число метана, а также пропана выше по сравнению с АИ-92, 95 или даже 98-100. При сгорании газа нет сажи, свечи зажигания чище, нет нагара на клапанах и т.д. Результат — свечи и катушки зажигания служат заметно дольше, меньше коксуется мотор и загрязняется катализатор.

Однако минусом является высокая температура горения газа. При этом именно метан горит при самой высокой температуре. В свою очередь (особенно если ГБО настроено неправильно) может иметь место прогар выпускных клапанов, появляются трещины в ГБЦ, резиновые и другие прокладки «высушиваются», теряется их герметичность и т.п.

Пропан или метан. В чём отличия.

Метан — простейший по составу предельный углеводород, газ без цвета и запаха. Нетоксичен и неопасен для здоровья человека.

Пропан — это газ, который образуется во время переработки нефти, также может выделяться из продуктов природного газа. Для создания топлива пропан смешивают с бутаном. Находится пропан под небольшим давлением от 10 до 15 атмосфер в баллоне.

Оба газа прозрачные и их запах не чувствуются, в связи с этим добавляются одоранты в целях безопасности, чтобы вовремя почувствовать утечку.

Метан и пропан отличаются между собой в использовании и характеристиках. Основные различия этих двух видов газа состоят в следующем:

  • Газовое оборудование на пропановом топливе в разы дешевле, чем установка ГБО метан.
  • Использование метана даёт большую экономию в дальнейшем. Стоимость метана в три раза меньше, чем бензин, что предоставляет возможность легко окупить установку оборудования.
  • При грамотной установке ГБО метан можно считать безопасным видом топлива.
  • Топливо из газа считается экологическим и не имеет большого и отрицательного воздействия на природу. Пропан имеет примеси, в связи с этим, он менее экологичен, чем метан. Метан считается наиболее экологичным топливом на сегодняшний день.
  • Заправки на пропане встречаются практически так же часто, как и заправки для автомобилей на бензине. Метановые заправки придется искать заранее, так как встречаются немного реже и в основном в больших городах.
  • Пропановые баллоны легче по весу, чем метановые, за счёт того, что газ сжимают под невысоким давлением. В дорогу можно запастись пропановым газом в три раза больше, чем метановым.
  • Метановые баллоны достаточно габаритные в размерах и тяжелые по весу, т.к. находятся под высоким давлением (100-120 кг.) В 100-литровый баллон входит 25 м3 – это эквивалентно 25 литрам бензина.
Фото 4

Стоимость установки ГБО и топлива

Установка газового оборудования на метане в среднем стоит в 2 раза дороже оборудования на пропане. Например, установка пропана на Ладу Ларгус выйдет в среднем в 35-45 тыс. руб, а установка ГБО метан обойдется вам в 80-100 тыс. руб.

Но при этом сам метан стоит дешевле пропана:

*Данные по бензину на март 2019 предоставлены: Передовые Платежные Решения. Розничные цены на топливо рассчитаны по методологии РЭШ.

Как показывает опыт, метан и пропан окупаются в один и тот же срок 1-2 года в зависимости от пробега автомобиля. Как инвестиция, метан при этом представляет собой более выгодное вложение, так как после окупаемости за одинаковый пробег вы получаете трехкратную экономию относительно бензина, и двукратную относительно пропана.

Программы поддержки наших партнеров Газпром ГМТ позволяют облегчить перевод транспорта на метан и сделать его практически без затрат. Подробней о программах поддержки можете узнать у менеджера по телефону (343) 253-28-88.

Так метан или пропан?

Исходя из расчетов очевидно, что метан гораздо выгоднее, хотя и имеет не такую развитую инфраструктуру заправок.

Поэтому первое, на что стоит обратить внимание, – это наличие заправок в вашем регионе. Если ваш маршрут часто проходит мимо АГНКС или газовая заправка находится близко, то метан – отличный выбор.

Если же заправка метана не по пути, то рассмотрите установку пропана. Это тоже хороший выбор, который дает экономию в 2 раза относительно бензина.

© Элитгаз

Сделаем расчет цены установки ГБО пропан и метан, звоните

+7 (963) 275-28-88

или
Закажите обратный звонок

Метановое оборудование: установка ГБО метан, доступность и цены

Итак, если принято решение поставить метан на авто, цена на такое оборудование будет выше, чем на установку под пропан. На ценообразование влияет несколько причин. 

Если отбросить установку ГБО в гаражных условиях (настоятельно не рекомендуется), подавляющее большинство крупных центров по установке газа на авто с выдачей сертификата для регистрации ГБО ставят оборудование под газ пропан-бутан.

Качественное ГБО под пропан иностранного производства различных поколений можно поставить на карбюраторные и инжекторные двигатели, цена ГБО 2 будет составлять около 350 долларов США, ГБО 4, в среднем, обойдется около 900 долларов США. На установку «под ключ» требуется около 12 часов.

Газовая установка метан (ГБО метан)  также иностранного производства, подойдет для разных моторов,  однако цена будет от 600 долларов США для второго поколения  и около 1000 долларов за ГБО 4.  Дело в том, что метан ставят намного меньше организаций, снижена конкуренция, меньше спрос. Соответственно, цена на метан ГБО, как минимум, на 25-30% выше по сравнению с ГБО пропан.

Еще добавим, что 4 поколение ГБО метан является последним в линейке. По сравнению с пропаном, дальнейшее развитие систем на метане не предполагается, так как метан находится в газообразном состоянии и не сжижается для прямого впрыска (в отличие от пропана).

Полезные советы

Как видно, если речь идет о коммерческом транспорте, в этом случае поставить метан на авто является более выгодным и даже более безопасным решением. Стоимость метана заметно ниже, чем бензина и даже пропана, а затраты на более дорогую установку такого ГБО быстро окупаются.

Другими  словами, газ- метан и установка данного оборудования, например, на ГАЗель, является вполне рациональным решением. Особенно это выгодно, если машина используется для поездок по трассе. При этом для легковых авто метан попросту не нужен.

Нужно отдельно учитывать необходимость ставить тяжелые баллоны, учитывать сложность заправки и более высокую стоимость ГБО метан. Получается, сравнивая пропан и метан, цена и низкий расход метана в данном случае не перекрывает те неудобства, с которыми можно столкнуться.

Например, хотя газовых АЗС сегодня много, на большинстве из них есть только сжиженный пропан. В случае с метаном найти метановую заправку намного сложнее даже в большом городе и, тем более, на трассе.

Рекомендуем также прочитать статью о том, какой штраф за ГБО без регистрации в 2022 году. Из этой статьи вы узнаете, почему газовое оборудование на автомобиль нужно в обязательном порядке ставить в сертифицированных центрах, а также как выполняется регистрация ГБО, какие штрафы за ГБО без регистрации и т.д.

Причина — для заправки метаном под давлением около 250 атмосфер нужно дорогое и сложное оборудование, на заправку тратится много времени. Мелкие АЗС попросту не готовы ставить такое оборудование. Еще отметим, что  на современные двигатели не получится поставить новейшие поколения ГБО 5 или ГБО 6 на метане, тогда как системы ГБО под пропан продолжают активно развиваться.

Также добавим, что в зимнее время заправка газом осуществляется быстрее, чем в условиях высоких температур. Дело в том, что при нагреве давление в баллоне будет увеличено по причине того, что газ расширяется.

Чтобы давление снизилось, можно перед заправкой покачать машину вверх и вниз, стенки баллона  немного остынут. Также не следует пытаться заправить полный баллон газа. Как правило, в норме объем должен быть заполнен не полностью, а на 8/10 (с поправкой на расширение при нагреве).

Для безопасности зачастую ГБО имеют мультиклапан, который автоматически перекрывает (отсекает) подачу газа в баллон в момент, когда достигнут допустимый предел по давления. Однако, если клапан неисправен или его нет, нужно быть предельно внимательным при заправке и отремонтировать/установить такой клапан в ближайшее время.

Напоследок отметим, что при использовании ГБО важно периодически проверять и регулярно обслуживать систему (выполнять ТО для ГБО и обслуживание газового оборудования на машине). Перед началом движения следует обращать внимание на то, не появился ли запах газа в салоне или возле авто, насколько качественно выполнено крепления баллона для газа, оценивать состояние газовых магистралей и т.д.

Фото 5

Сравнение двух видов топлива

Для начала стоит немного ознакомиться с каждым из этих видов топлива, чтобы каждый из вас имел представление об объектах нашего разговора. После этого уже сможем выбирать ГБО на метане или пропане.

Пропан — это представитель класса алканов. Получается он в процессе переработки нефти и выделяется из газа природного происхождения. Чтобы получить топливо на основе пропана, к нему добавляется этан и бутан. Сжиженная газовая смесь заправляется в баллоны, давление которых находится в пределах 10-15 атмосфер.

Пропан тяжелее воздуха, может взрываться при достижении уровня концентрации в воздухе отметки 2,1%. В составе этого газа имеется высокое количество примесей, различного рода веществ, масляных составляющих. Поэтому необходима сложная фильтрация и качественная очистка. В быту такой газ используется в зажигалках.

Метан — это представитель простейших углеводородов. Он легче, чем воздух, плохо растворяется в воде. Добывается из подземных месторождений. После добычи обязательно проходит фильтрацию и насыщается одорантами, поскольку в чистом виде не имеет запаха. Для использования в качестве топлива метан сжимается, помещается в прочные баллоны, которые обладают большим весом.

Чтобы метан взорвался, его концентрация в воздухе должна достичь 4,4%. Этот газ очень летучий, легко уносится потоками воздуха, поэтому высокая концентрация возможна только замкнутых пространствах. Метан ценится за доступность и чистоту. В быту метан используется в газовых плитах и котлах.

Преимущества газобаллонного оборудования

Плюсы ГБО метан и ГБО пропан очевидны, если пропан вдобавок и дешевле и количество заправок в соотношении с бензиновыми заправками,  приблизительно 1:3 проблемы при эксплуатации и заправок отпадают. Только необходимо обратить внимание на качество заправляемого топлива, а это можно сделать, к сожалению лишь опытным путем. Выгода от использования ГБО на метане и пропане на авто очевидна, если среднегодовой пробег автомобиля составляет более 20000 километров  в год, и двигатель не малолитражный, а допустим двух литровый со средним расходом 12-14литров на сотню, то:

срок окупаемости ГБО на пропане равен 6-8 месяцев и около 8-12 месяцев на метане

Если маршрут движения совпадает с наличием заправочных станций, большие пробеги у автомобиля и мощный двигатель, также транспорт используется для грузоперевозок, например газель, то ГБО можно устанавливать,  не задумываясь, все мелкие неудобства второстепенны по сравнению с экономией на газовом топливе.

Вам будет интересно >> Как ухаживать за автомобилем с газовой установкой?

Чем пропан отличается от метана

Пропан – это сжиженный нефтяной газ без цвета и запаха, продукт переработки нефти. Используется в жидком состоянии в металлических баллонах под давлением. Рабочее давление 4-8 атмосфер в зависимости от сезона: летом давление больше, зимой меньше. Максимальное рабочее давление – 16 атмосфер.

Объем измеряется в литрах. Баллоны с пропаном заправляются до 80%, чтобы оставалось место для теплового расширения газа. Например, в 100-литровый баллон можно заправить около 80 литров пропана.

Метан – это природный газ без цвета и запаха. Он легче воздуха и чище по составу, чем пропан, практически не требует фильтрации. В баллонах он находится в сжатом газообразном состоянии. Рабочее давление 200 атмосфер, что требует более сложного, более надежного и дорогостоящего оборудования для установки на автомобиль.

Объем измеряется в кубометрах. Чтобы вместить 1 кубометр метана, в среднем нужно 4,2 литра баллонного пространства в гидравлическом эквиваленте. В 100-литровой баллон вмещает около 22-23 м3.

Машина на метане: безопасность

Если  рассматривать метан и пропан, важно учитывать, что температура воспламенения того или иного вида топлива определяет вероятность возгорания в результате нагрева с горячими частями ДВС и другими элементами в тех или иных условиях.

Другими словами, от этого показателя будет зависеть безопасность. Естественно, приняв решение поставить газ, авто также нужно принимать во внимание. Если точнее, тип транспорта.

Сразу отметим, авто на метане будет самым безопасным. Пары бензина в ряде случаев загораются уже при 170 градусах Цельсия, пропан загорится при нагреве до 365 градусов,  тогда как метан нужно нагреть до 535 градусов. В общем, газ безопаснее бензина, при этом самым безопасным является именно метан.

Однако нужно учитывать и давление в газовом баллоне. Хотя баллоны в авто на метане очень прочные и повредить их сложно, исключать вероятность такого исхода нельзя. В этом случае (при самом неблагоприятном стечении обстоятельств) будет сильный взрыв.

Если сравнивать эти баллоны с баллонами под пропан, хотя давление в них меньше, сами баллоны также достаточно хрупкие, их нужно постоянно проверять. Получается,  хотя давление в баллонах для метана выше, использование метана все же безопаснее, чем пропана или бензина.

Фото 6

Сравнительная характеристика метана и пропана

Метан или пропан на авто, что лучше на легковой автомобиль выбрать? Именно таким вопросом задается большинство собственников ТС, на которых планируется переоборудование и установка ГБО. Ответить на него может краткое сравнение этих двух видов природного газа, используемого сегодня для заправки современной техники.

Что лучше пропан или метан, нельзя понять, если не знать в чем их существенные различия. Приведенная выше таблица позволяет понять основные их характеристики, тогда как решает, какие моменты являются положительными или отрицательными, каждый для себя сам.

Метан находится в баллонах в виде сжатого газа (не сжиженного), по плотности в несколько раз он меньше пропана – в этом важное его отличие. Баки для его хранения используются очень прочные и плотные, поэтому они обычно занимают в багажнике много места. Оборудование обходится в два раза дороже, чем на пропан.

Установку должны проводить только специалисты с высокой квалификацией, так как давление в баллонах достигает 200-270 атмосфер. Средний их вес составляет от 65 до 130 кг, поэтому подходит такой вариант далеко не для всех транспортных средств.

Пропан представляет собой углекислый газ, который выделяется в процессе переработки нефти. Хранение осуществляется в сжиженном виде, поэтому при движении тары слышен всплеск внутри. Баллоны выполнены из легкого металла, в отличие от тех, что используются для метана, поэтому они занимают меньше места в багажнике. Оборудование предлагается гораздо дешевле, да и большинство АЗС реализуют преимущественно пропан-бутан, тогда как заправку с метаном придется поискать.

Что лучше выбрать, метан или пропан на авто, каждый решает для себя индивидуально, ориентируясь на личные предпочтения. Газовое топливо нельзя назвать безопасным в любом случае, поэтому установленное оборудование требует постоянного контроля, независимо от представленной разновидности.

Общая информация

Историческая справка

Начиная с середины XX века, все большее распространение в двигательных системах тяжелого и легкового транспорта начинают получать установки, работающие на углеводородных газах. К концу столетия и в начале XXI века такие установки становятся почти повсеместными и начинают активно внедряться на производстве крупными заводами не только для автобусов и грузовых автомобилей, но также и собственных линеек легковых авто, особенно внедорожников и минивенов, а также различных малогабаритных гибридных моделей.

Причина использования природного газа достаточно проста – он более экологичен и более дешев в использовании в сравнении с бензином. Изначально основанием для использования газовых установок была именно защита экологии, с увеличением стоимости нефти и сообразного роста цен на бензин, более остро встал и финансовый фактор использования газовых ГБО.

Выбор газа как такового понятен, но возникает вопрос, что лучше – пропан или метан. Дать однозначный ответ – погрешить против истины, но для осознанного решения необходимо знать полезные характеристики обоих «претендентов».

Пропан

Пропан относится к классу алканов и является органическим веществом, которое выделяется при крекинге (процессе переработки) нефтепродуктов, также он может выделяться из природного газа. Для целей создания топливной смеси пропан смешивается с этаном и бутаном, в сжиженном состоянии он помещается в баллоны под давлением в 10-15 атмосфер. Пропан – углеводородный газ, он тяжелее воздуха и взрывоопасен при содержании в окружающей среде в количестве 2,1 и выше процентов.

Пропан представляет собой, в промышленном отношении продукт разделения нефтяного или «жирного» природного газа – то есть обладает достаточно высоким содержанием примесей, масел, сопутствующих веществ, нуждается в качественной очистке и фильтрации. Кроме того, согласно известным исследованиям при достаточной концентрации пропан может оказывать наркотическое воздействие на человеческий организм. Увидеть пропан в быту можно в обычной газовой зажигалке.

Метан

Метан относится к категории простейших углеводородов, он существенно легче воздуха и почти не растворяется в воде. Метан находится в обширных подземных месторождениях, где добывается фактически в чистом виде, а затем проходит процедуру фильтрации, дополнения одорантами для запаха. Для использования в качестве топлива метан сжимается до 200-250 атмосфер, содержится в баллоне повышенной прочности и обычно достаточно высокого веса. Взрывоопасность метана наступает при концентрации выше 4,4 процентов в воздухе, при этом он легко уносится воздушными потоками и может накапливаться только в замкнутых помещениях.

Основное удобство метана – его невысокая цена. Кроме того метан является самым чистым газом из всех, доступных для использования в топливных целях, он почти не содержит примесей и нуждается лишь в самой примитивной очистке. При этом для метана, с учетом специфики его использования, требуется достаточно дорогая установка. Данный газ, как и пропан, обладает наркотическим влиянием на человеческий организм, но незначительным, ввиду разреженного нахождения в воздухе. Увидеть метан в быту можно при использовании любой бытовой газовой плиты.

Источники

Использованные источники информации при написании статьи:

  • https://vlasworld.ru/vse-o-gbo/metan-ili-propan-chto-vybrat/
  • https://1avtoyurist.ru/oformlenie/gbo/metan-ili-propan.html
  • https://pravodorog.ru/registracija/gbo/chto-luchshe-metan-ili-propan-na-avto.html
  • https://gazblog.ru/gbo/chto-vybrat-metan-ili-propan
  • https://elitegas.ru/lpg-vs-cng/
  • http://propan24.ru/articles/kakoj-gaz-luchshe-zapravlyat-v-avto-propan-ili-metan
  • http://krutimotor.ru/gbo-metan-ili-propan-chto-luchshe-vybrat/
  • https://drivertip.ru/tovary/kakoe-gbo-vybrat-dlya-avtomobilya.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий