Чем отличается блатной от фраера

 

Фраер. Совершенно та же Википедия. Только лучше. Фраер. Совершенно та же Википедия. Только лучше.

Первые фраера

Отношение блатного мира к фраерам было однозначным — предельно пренебрежительным, что легко объяснялось:

  • Фраер — цивилизованная выскочка, не имеющая отношения к уголовному миру,
  • Чужой, но славно одетый парень,
  • Сытый, которого необходимо «поставить на место» и пр.

Фраер (по понятиям уголовного мира) ставил себя на иную ступень, выше этой среды. Но это по их мнению не было оправдано: наружный блеск не говорит о высоком интеллекте, фраер выдает себя за того, кем отнюдь не является.

Однозначно — его надо поставить на место, проучить. Таким образом можно охарактеризовать отношение к фраерам в конце века XIX. Чаще всего, фраер — это будущая жертва, на которую был «положен глаз».

Одним из промыслов, где фраер играл главную роль жертвы, был так называемы «хипиш», зародившийся в Одессе. Выглядело это примерно так: симпатичная хипесница завлекает щеголеватого фраера на съемную квартиру и со своим сообщником обирает его до нитки. Фокус удавался на 100%.

Возможно, слово стало предельно популярным в уголовном мире благодаря своей звучности (зычности), использовали его повсеместно. Оно буквально летало в воздухе, рождались частушки, метафоры, поговорки и пр. «Недолго музыка играла, Недолго фраер танцевал».

Но фраер не остановился на нижней ступени, он решил двинуться дальше, вверх.

Решительный поворот

Алгоритм очень прост:

  • Фраер — не лох, у урки появляется страх,
  • Уважение к фраеру,
  • Попытка благородства (часто удачная).

Возможно, во многих случаях было много театрального, но нельзя сказать этого наверняка.

Единый фронт

В конце 50-х поворот стал более очевидным, поскольку советский мир буквально «раскололся» на две половины:

  • Официальные власти,
  • Профессиональный уголовный мир.

Идея антикоммунизма достигла своей вершины. К этой идее примкнули и политические заключенные, т. е. фраера. Таким образом фраер становится не просто личностью, а уважаемой в блатной среде личностью. Тем более, что политические были еще и умными, что не соответствовало первоначальному значению слову фраер.

Воровской мир буквально погряз в политических веяниях, что противоречило всем законам уголовного мира. Таково время. И уже в начале 60-х слово фраер употребляется совершенно в ином значении.

Поразительно то, что и блатные законы претерпели изменения: направление, выбранное урками, уже несет на себе печать благородства.

Это позволило им, отточив свое положение, выдвигать такие постулаты:

  • Воры — святые люди,
  • Звание вора надо выстрадать,
  • Страдание за братву,
  • Настоящий вор должен быть справедливым и пр.

Побочные явления не оглашались, дабы общая картина не померкла. Ну а фраера стали профессиональными уголовниками! Появились и конкретные обозначения:

  • Честный фраер,
  • Козырный фраер.

Это уже не лохи, а элементы преступного мира. И, надо сказать, элементы весомые. Лохов теперь называют иначе.

Происхождение и значения слова

На древневерхненемецком языке Freier значит «свободный», «жених». От этого слова произошло немецкое Freier[1] — «клиент публичного дома», «человек, оплачивающий услуги проститутки». Из немецкого языка оно перешло в идиш (פֿרײַ), где значит «свободный». Из идиша, вероятно, попало в одесскую жаргонную лексику, а уже оттуда — в русскоязычный блатной жаргон.

В украинском языке тоже есть слово фраїр, означающее «возлюбленный, жених». Оно встречается в западноукраинском диалекте украинского языка и в украинских народных песнях. Вероятно, пришло туда из немецкого языка.[2] Также на словацком языке frajer — ухажёр, щёголь.

См. также

См. также
  • Феня
  • Уголовный жаргон
  • Армейская иерархия
  • Иерархия доминирования
  1. То есть таких ИУ, где сильна неформальная власть «блатных» лидеров; «зона» на уголовном жаргоне, а также в разговорной речи, означает исправительную колонию. В реалиях российской пенитенциарной системы существуют два основных типа ИУ в зависимости от жёсткости установленного в них режима (не формального — общий, строгий или особый — а реально действующего, на практике имеющего множество нюансов) и отношения администрации к уголовным ценностям, ёмко и лаконично передаваемые терминами «чёрные зоны» и «красные зоны».
  2. То есть специализированных ИУ, предназначенных для заключения бывших сотрудников полиции (в некоторых странах — милиции); «зона» на уголовном жаргоне, а также в разговорной речи, означает исправительную колонию. В реалиях российской пенитенциарной системы существуют два основных типа ИУ в зависимости от жёсткости установленного в них режима (не формального — общий, строгий или особый — а реально действующего, на практике имеющего множество нюансов) и отношения администрации к уголовным ценностям, ёмко и лаконично передаваемые терминами «чёрные зоны» и «красные зоны».

Появление фраера в России

Поскольку воровской жаргон формировался в основном из лексики идиш (это касается не только русского воровского жаргона, то же можно наблюдать и в других странах, например — в Германии), то можно предположить (даже сказать наверняка), что слово «фраер» пришло в русскую воровскую лексику из еврейского идиш (евреи в свою очередь позаимствовали слово у немцев).

Формировалась основная лексика урков в Одессе, обильно заселенной евреями. Так что в Россию слово пришло из «Одессы-мамы».

Существуют производные от этого слова, которые актуальны и сегодня:

  • Фраернуться — лохануться, невольно совершить ошибку,
  • Прифраериться — шикарно одеться,
  • Фраериться — хорохориться, набивать себе цену, возвышаться, ставить себя на ранг выше.

Фраерами в Одессе называли свободных, т. е. лиц, не принадлежащих воровскому кругу.

Фраер по их понятиям — это лох, которого можно легко обмануть, обобрать, т. е. значение достаточно насмешливое и где-то — оскорбительное. В таком виде слово «фраер» появилось в России в конце XIX века.

Чем объяснить тот факт, что воровская лексика базируется в основном на идиш? Ответ предельно прост — основными скупщиками краденного являлись евреи, они и формировали лексику.

Иерархия тюремных каст

Иерархия тюремных каст

В пенитенциарных учреждениях стран бывшего СССР существуют 4 основные категории («масти») заключённых, а также различные промежуточные группы. Характерной особенностью этой иерархии является лёгкость перехода из более высокой касты в более низкую, этот переход называют «опусканием», хотя обычно это слово употребляется в более узком смысле — перевод заключённого в касту «петухов». В то же время, переход в обратном направлении обычно очень сложен или вовсе невозможен. Например, чтобы стать петухом, заключённому достаточно сесть в столовой за «петушиный» стол, тогда как способа перейти из петухов в другую касту не существует.

Блатные

«Блатные» («чёрные», положенцы, авторитеты) — высшая каста в иерархии. Это, как правило, профессиональные преступники. Зачастую именно «блатным» принадлежит реальная власть в тюрьме или на зоне. Существует много требований к претендентам на статус «блатного»: например, «блатным» не мог стать заключённый, служивший в армии, работавший официантом, таксистом и прочей обслугой (то есть т. н. «халдеем»), правда, в последнее время некоторые из этих требований смягчились или были вовсе отменены. «Блатные», как правило, в зоне не работают; там же, где это допускается, «блатной» не должен занимать никакой официальной должности (в противном случае он автоматически становится «козлом»).

«Блатные» имеют право распоряжаться «общаком» — выделять деньги на взятки или на «грев». Обязаны заботиться о снабжении зоны по нелегальным каналам продуктами, чаем, алкоголем и т. д., разрешать возникающие споры между заключёнными с точки зрения неписанных уголовных «законов», «по понятиям» (по этим законам, «правильные» заключённые в случае конфликтов могут обращаться только к блатным, и ни в коем случае — к администрации мест заключения). Разрешая проблему «по понятиям», обвинитель делает «предъяву», «обосновывает» её, а обвиняемый «отвечает». «Блатной» в такой ситуации выступает в роли «мирового судьи» и определяет обоснованность «предъявы» и «спроса», а также принимает решение о необходимости наказания виновника, и каким оно будет. За несправедливо вынесенное решение с «блатного» также могут «спросить».

Сами «блатные», как правило, называют себя не «блатными», а «арестантами», «босяками», «путёвыми», «бродягами» и т. д. Если человек будет пытаться выдать себя за «блатного», но при этом таковым не является, то его за это могут наказать вплоть до опускания или нанесения инвалидности.

См. также: Вор в законе

Мужики

«Мужики» («серые») — самая многочисленная группа заключённых. Как правило, они попадают в тюрьму более или менее случайно и рассчитывают после отбытия срока вернуться к нормальной обычной жизни. Они работают, не претендуют на неформальную власть и не сотрудничают с администрацией тюрьмы. На «разборках» блатных мужики права голоса не имеют (хотя блатные могут прислушиваться к мнению наиболее уважаемых «мужиков»). Есть мужики, которые не работают (как правило, обладающие значительными материальными средствами).

Козлы

«Козлы» («красные») — заключённые, открыто сотрудничающие с администрацией, занимающие какую-либо административную должность (завхоза, коменданта и т. д.), а также состоящие в секциях самодеятельности заключённых — СДиП (СДП, СДПУ — секция дисциплины и порядка учреждения), СБС (секция контроля за выполнением санитарных норм осуждёнными) и др. В настоящее время данные секции запрещены законодательно, однако, тем не менее, в ряде ИУ некоторых регионов они де-факто продолжают функционировать.

В «чёрных» зонах в «общак» их не принимают (хотя иногда «козлы» организовывают там свой общак). В некоторых зонах «козлов» приходится собирать в отдельных отрядах (с соответствующим проживанием в отдельных бараках) из-за враждебного отношения к ним со стороны других осуждённых. Однако в «красных» зонах (ИУ, где администрация полностью контролирует жизнь осуждённых и пресекает попытки проявления «блатной» идеологии) они, пользуясь режимными послаблениями, полученными благодаря своим должностям, могут сами собирать «общак» или иначе (неформально, помимо формальных административных функций) организовывать жизнь прочих заключённых, и, соответственно, обладают значительным авторитетом; этому способствует и то, что в «красных» зонах на должности, особенно значимые (коменданты, старшины карантина, КДС (комнаты длительных свиданий), столовой, бани и т. д.), зачастую назначаются осуждённые, рекрутированные (добровольно или принудительно, после т. н. «слома», то есть принуждения к сотрудничеству с администрацией исправительного учреждения) из «блатных» (обычно это «смотрящие», «положенцы», «бродяги», «шпана», приехавшие в таком статусе из СИЗО). То же можно сказать и о зонах в переходном состоянии (от «чёрного положения» к «красному» или наоборот).

Слово «козёл» и производные от него являются (для заключённых, таковыми не являющихся) серьёзными оскорблениями. В 1930—1950-х годах так называли «опущенных» и «чертей». Как правило, сами «козлы», а также другие заключённые в их присутствии (при спокойных отношениях между ними и «козлами») употребляют слова «красные», «активисты», «административники» и т. д.

В то же время, это определение является достаточно размытым и условным. В частности, статус заключённых, находящихся на должностях, таких, как, например, санитар, библиотекарь, бригадир и т. п., определяется довольно гибко, и такой осуждённый может считаться «мужиком» или даже приближённым к «блатным» («мужик на движухе» и т. п.). В настоящее время в среде заключённых распространён следующий подход: «козлом» или «сукой» (эти понятия практически идентичны) считаются «за поступки, но не за должность», то есть осуждённый может формально занимать какую-либо должность (вплоть до коменданта), но не считаться «козлом», «сукой» и т. п., если он не совершал каких-либо предосудительных с точки зрения «блатной» морали действий. Данный подход выработался в «блатной» среде в последнем десятилетии в целях самосохранения при условиях установления в ИУ ряда регионов страны жёсткого режима тюремной администрации и исторически не является новшеством: так, в 1940—1960-е гг. «законные воры» уже шли на смягчение своего кодекса в связи с «сучьими войнами».

В то же время следует отметить, что «сука», согласно «воровским понятиям» (то есть представлениям, присущим «ворам в законе», «блатным»), это «курванувшийся вор», то есть «авторитет» или «законный вор», пошедший на сотрудничество с властями. Поэтому осуждённый, находившийся в касте «мужика» и вставший на административную должность в ИУ, зачастую не приравнивается к «козлу», «курве» или «суке» (если, естественно, он не совершал предосудительных с точки зрения «блатной» системы ценностей поступков), а статус его определяется различно в зависимости от конкретного исправительного учреждения и конкретных обстоятельств («мужик» или «козёл»); данный подход также не нов и отличается значительной произвольностью, в том числе по отношению к «блатным», что зафиксировано в воспоминаниях ряда мемуаристов (см., например: Л. Копелев. «Хранить вечно».)

Заполосканные

«Заполосканные» — категория заключённых, которые по правам и обязанностям приравнены к «петухам», но не являются гомосексуалистами. «Заполосканным» может стать любой заключённый из любой касты, если хотя бы один раз поест или попьёт из посуды «петуха», а также докурит сигарету. Образно говоря, «заполосканным» становятся после любого орального контакта с «петухами».

Петухи

Терминология

Понятие «Опущенный» (встречаются также названия «петух», «голубой», «дырявый», «обиженник», «гребень», «вафлёр», «пинч» и др.) обозначает человека, которого объявили представителем низшей касты — пассивных гомосексуалистов. Каждого заключённого, хотя бы один раз вступившего в гомосексуальный контакт в качестве пассивного партнёра, объявляют опущенным.

Отношение к петухам

«Петухи» являются самой низкой кастой в тюремной иерархии, что предопределяет их положение в местах заключения по отношению к другим заключённым: у «опущенных» нет никаких прав, есть только обязанности и запреты. «Опущенные» выполняют самую грязную работу: моют туалет, выносят туалетное ведро, обслуживают помойные ямы, работают уборщиками цехов, кочегарами, истопниками, грузчиками, разнорабочими.. К ним нельзя прикасаться (за исключением гомосексуального контакта), а также брать из их рук какие-либо вещи, пить и есть с ними из одной посуды. Существуют особые умывальники для «опущенных», которые иногда помечаются краской. Едят «опущенные» из посуды, у которой в качестве метки просверлено отверстие. Спят они возле унитаза или в особо отведённом для них месте. Возглавляет «обиженных» «главпетух» (или «петушиная мамка»), который является полномочным представителем «опущенных» в контактах с лидерами других неформальных групп, решает все проблемы, возникающие в группе опущенных, участвует в разрешении спорных вопросов между опущенными и другими мастями. Иногда его функции исполняют два неформальных лидера — «папа» и «мама», но чаще всего лидером является один человек.

Употребление слов «опущенный», «петух» (а также производных и родственных ему слов: «петушиный», «петушина», «петушок», «курица», «гребень», «курятник», «кукарекать») в адрес заключённого, не принадлежащего к данной касте, есть тягчайшее оскорбление, которое может повлечь любые последствия вплоть до опускания самого оскорбившего и даже смерти. Заключённый, названный «петухом» и не потребовавший объяснений, сам становится кандидатом в «опущенные», поскольку считается, что он согласился с тем, что он — «петух». Впрочем, в настоящее время эти понятия не соблюдаются так строго.

В разных зонах существуют различные традиции сексуальной эксплуатации опущенных. В одних зонах они обязаны вступать в половой акт с другим заключённым по их требованию, при отказе «опущенного» избивают или насилуют. Но чаще, в «правильных» зонах получить какие-то сексуальные услуги от «петуха» можно только только за оплату (деньгами, но чаще едой или сигаретами) и с его согласия. Оплата с точки зрения «воровского закона» обязательна, поскольку превращает половой акт с «петухом» в проституцию. Заключённый, не расплачивающийся с «опущенным», рискует навлечь на себя подозрения в совершении гомосексуального акта «по любви», что может повлечь его переход в «петухи».

Частные случаи опущенных (петухов)

«Чушки» — заключённые, которые не следят за собой, не моются, неопрятно одеваются. Их положение во многом схоже с положением «петухов» или даже хуже, так как представители практически любой касты стараются избегать контактов с «чушками». Известны случаи, когда во избежание распространения заразных болезней и насекомых «чушку» отправляли жить в умывальник или туалет, где он также обязан был поддерживать чистоту.

«Чёрт» — выполняющий всю грязную работу заключённых. В настоящее время каста «чертей» сохранилась только на «малолетках». Это заключённые, выполняющие какую-либо работу за плату, обычно для блатных. На взрослых зонах «черти» живут с «мужиками». Аналогичная «мужикам» на «малолетках» каста — «середняки». В тюремной иерархии располагается несколько ниже «мужика», в основном с отсутствием права голоса. Также «чертями» часто называют «чушок», предположительно до 1970-1980-х годов эту касту и называли «чушками».

Мусора

«Мусора» или «менты» — бывшие сотрудники полиции (милиции), осуждённые за то или иное преступление. На зоне «мусора» являются изгоями. Дотрагиваться, разговаривать или проявлять какие-либо контакты (в т.ч. сексуальные) с «мусорами» запрещается. Заключённый, умышленно совершивший какой-либо контакт с «мусором», переводится в касту «петухов» при первой же возможности. Убийство «мусора» считается хорошим поступком, а лицо, совершившее убийство, немедленно переводится на касту вверх («опущенных» это не касается).

В «красных» зонах употребление слова «мусор» является большим оскорблением.

Другие группы

«Шестёрки» — прислуга. В шестёрки попадают слишком слабые или услужливые люди. И в тюрьмах, и в лагерях излишняя услужливость не в чести. В тюрьме принято обслуживать себя самостоятельно. Тот, кто не может вынести трудностей, кто за кусок хлеба начинает всё делать и выполнять, не заслуживает уважения. Но это не означает, что вообще нельзя выполнять никаких просьб. Всё зависит от ситуации, в которой просьба выполняется, и от того, кто и как её выполняет. Иногда даже человек, подавший кружку с водой, становится «шестёркой». «Первоходок» при этом «зашестерить» очень легко — достаточно предложить им какую-нибудь помощь. Не имеют права голоса, при невыполнении просьбы избиваются..

«Шерстяные» («Шерсть») — непорядочные арестанты. Заключённые, осуществляющие «беспредел» в собственных интересах или по указанию администрации тюрьмы в т. н. «пресс-хатах», например, избиение и изнасилование других заключённых с целью наказания, получения нужных показаний и т. д. «Шерстяными» часто становятся бывшие «блатные», грубо нарушившие «воровской закон» и приговорённые за это к смерти или «опусканию». Если «шерстяной» попадает в руки «правильных» заключённых, его, как правило, опускают или убивают.

«Шныри» («Гладиаторы») — как правило, это личные помощники блатных или «приблатнённых». Практически то же, что и «шестёрки». И тех, и других в отсутствие поддержки и защиты тех, кому они прислуживали, часто каким-либо способом переводят в «обиженные». Также, согласно «Краткому толковому словарю тюремного мира», дневальный, заключённый, удостоенный права убирать камеру, барак и исполнять прочие обязанности по обеспечению быта заключённых, что намного легче и приятнее обычных работ, которыми занимаются остальные заключённые. Такие поблажки давались за лояльность режиму и стукачество. Считаются козлами (красными) уже «по самой должности».

«Фуфлыжники», «фуфломёты» — арестанты, потерявшие статус по вине азартных игр. Перед игрой «на интерес», в карты, шашки, нарды и пр. оговаривается «потолок», последний день игры и чем можно рассчитаться: телефоны, сигареты, чай, деньги и др. Если арестант не может рассчитаться в указанный срок, считается, что он «двинул фуфло» и ему присваивается этот статус. При первой же возможности каким-либо способом переводятся в «опущенные».

«Барыги» — торговцы наркотиками. В тюрьме считается, что наживаться на чужом здоровье плохо, поэтому наркотики принято дарить. По статусу ниже мужиков.

«Шелупень» — физически и психически слабые либо полностью несамостоятельные заключённые. Из-за того, что такие не могут постоять за себя, обычно их «опускают», но убивают редко.

«Крысы», также «стукачи» — заключённые: 1) тайно содействующие с администрацией и докладывающие на соседей по камере («выломиться с хаты», «выставить рога»), 2) те, кто не вкладывается в «общак», при этом тайно от всех распоряжаются им без ведома смотрящего по камере либо «пахана» — самого главного «блатного» на зоне («тянут с общака»). По статусу равны мусорам, обнаруженных за делом «крыс» убивают.

«Восхождение фраера»

То, что не удалось сделать людям, удалось истории, которая в XX веке была весьма насыщенной. Фраер пережил революцию, сталинский режим, ГУЛАГ, Великую Отечественную… и «вырос» буквально на глазах. Он становится «родным» для уголовного мира, что стоило… немалых трудов обеим сторонам.

Революция

Слово «фраер» четко попадало в цель, оно было весьма метким, так что после революции словечко не затерялось, а осталось в блатном лексиконе. Пользовались им в его первозданном виде повсеместно.

ГУЛАГ

Поворотным моментом оказались времена Сталинских репрессий, когда число политических заключенных предельно зашкаливало. Политические заключенные вторглись в чужое пространство с кличкой «фраера», поскольку для уголовного мира они были по-настоящему чужими, и мир этот принимать их отнюдь не собирался.

Именно в лагерях слово фраер достаточно резко меняет свое значение, поскольку ГУЛАГовский фраер — это уже не лох. Противостояние и неприятие с обеих сторон было мощным.

Здесь-то и родилось выражение «жадность фраера сгубила». Политзаключенные и бандеровцы (которые также заполонили тюрьмы) не желали делиться с урками своим «добром» в большинстве случаев, за что их однозначно ждало возмездие.

На зоне эта фраза звучала несколько иначе: «жадность фраера губит». Да, блатные считали фраеров скупердяями, что было вполне обосновано.

Уважения к этим фраерам однозначно не было, слово из насмешливого стало резко ругательным. Фраера — это те, кто не уважает неформальный воровской закон, не знает его, держится в стороне и работает на власти.

Были исключения. Когда фраера знали блатные законы, в определенной степени принимали их. Обидеть такого фраера было сложно, он мог за себя постоять, чем вызывал уважение.

«Сучья война»

Раскол, который произошел в воровской среде после войны (1947 — 1953 гг.), стал одной из ступеней «восхождения фраера».

Причин раскола, который впоследствии назвали «Сучьей войной», было две:

  • Измена части блатных основному правилу — они взяли оружие из рук власти, что являлось нарушением неформального закона,
  • Измена части блатных на территории зоны: договоренность с властями после принятия последними указа «четыре шестых», который значительно увеличивал срок зэков (до 25 лет).

Это была настоящая война среди зэков. Урки разделились на две части:

  • Честные воры, которые не изменяли блатным законам,
  • «Суки», т. е. которые закон этот преступили.

Фраера встали на сторону «честных», чем укрепили свое положение в «обществе». В это же период происходит изоляция политических осужденных и большой приток новых людей (бандеровцы, власовцы, пленные и пр.).

Фраера становятся реальной силой, способной противостоять блатным. Терять им было нечего, поскольку срок они отбывали немалый, часть фраеров, пройдя военный период, прекрасно владела оружием.

Если до этого момента блатной мог творить беспредел и издеваться над фраером, теперь он был лишен такой возможности.

Жить не по понятиям — предел терпимости в уголовной среде. Именно нарушение этого правила привело к «Сучьей войне», которую можно сравнить с войной гражданской в цивилизованном обществе.

Фраер по тюремным понятиям, в преступном мире

В повседневном обиходе многих людей есть слова, о значении которых никто практически не задумывается. Часть этих терминов происходит из блатного мира.

Ярким примером является «фраер» и все производные от него.

Рассмотрим происхождение и эволюцию этого термина.

Начиная с 80-х годов прошлого века словом «фраер» называли рядового преступника, представителя уголовного мира. Наряду с «фраерами» существуют и так называемые «честные» («козырные») фраера. Этот уголовный элемент уже близок к вору в законе. Но так было далеко не всегда.

Фраер: история понятия

Термин «фраер» немецкого происхождения. В переводе на русский freier означает «жених». Евреи перенесли этого слово в русский язык и «фраерами» начали называть клиентов «жриц любви» – проституток.

Немного позже так стали называть одетых с иголочки, законопослушных жертв бандитов и воров. В XX веке, перед революцией стали популярны и другие значения: «прифраериться», то есть хорошо одеться и «фраернуться» – попасть в неловкую ситуацию.

Значение слова «фраер», как клиента проституток сохранилось, но приобрело несколько иной смысл. Жрицы любви завлекали молодых людей на съемные квартиры. А когда «доходило до дела», внезапно появлялся подельник, игравший роль разъяренного «мужа».

В результате спектакля жертва сама отдавала злоумышленникам все деньги, даже не помышляя обратиться с жалобой в правоохранительные органы.

Фраера в ГУЛАГе

В сталинском ГУЛАГе «фраерами» называли тех людей, которые были далеки от воровского мира – осужденных за бытовые преступления и так называемых «политических». Синонимами «фраеров» стали такие слова, как «черти» или «олени». Фраеров другие арестанты не считали за людей.

Попав на зону, фраера не хотели делиться с остальными тем, что передавали с воли. С тех времен и пошло крылатое выражение, что «жадность фраера сгубила».

Среди фраеров было много представителей партийной номенклатуры – они презирали остальных, считая их сбродом. Среди фраеров были и «порченые» («битые»). Они хорошо знали все тюремные законы и могли за себя постоять. Иногда «блатари», честные воры даже побаивались таких фраеров.

Как «сучья» война изменила «фраеров»

Дальнейшее изменение значения слова «фраер» было вызвано Великой Отечественной войной. С 1947 по 1953 год в блатном мире разразилась так называемая «сучья» война. В 1947 году блатари, которые воевали на фронте, начали снова возвращаться в свои тюрьмы. Однако там отношение к ним резко поменялось.

Дело в том, что брать в руки оружие и сотрудничать с властью – это «не по понятиям». Не воевавшие воры приравняли воевавших к фраерам. Фронтовики теперь должны были пахать наравне с «мужиками». Естественно, с таким положением вещей бывшие солдаты мириться не хотели.

Ситуация усугубилась новым указом сталинского правительства 1947 года. В народе такой законодательный акт стали называть «четыре шестых». Суть указа заключалась в том, что за хищение общественного или государственного имущества стали давать большие сроки – до 25 лет. Максимальный срок предназначался для рецидивистов.

Воры, которые не воевали, старались занять в тюрьме «тепленькие» места: хлеборезов, бригадиров, нормировщиков. Естественно, это также шло вразрез с воровскими «понятиями». Ряды «отступников» пополнились новыми членами. Началась жестокая резня, продолжавшаяся до смерти Сталина и «хрущевской оттепели».

Как поменялось отношение к фраерам

Постепенно воры поняли, что у них не получится бес конца издеваться над «мужиками», «фраерами» и «чертями». Смысл новой задумки был в том, чтобы внушить остальным мысль не столько о строгости, сколько о справедливости воровского закона. Если раньше у «мужика» вымогали дань, то теперь он должен был нести вору все сам. И это действительно сработало.

«Законник» стал покровителем арестанта. Если урки посмели издеваться над не умевшими постоять за себя интеллигентами, «нарушителям» отрезали головы, если уголовники отбирали у старика передачу, «законники» забивали наглецов ломами и т. д.

В результате такой «пропаганды» мужики стали с большей охотой обращаться не к администрации, а к «смотрящим по зоне». И тому действительно помогали – иногда, словом, а иногда – и реальным делом.

Естественно, об этом сразу же узнавали не только на зоне, но и на воле – далеко за пределами тюрьмы. Так и родился миф о строгих, но справедливых ворах, которые не только спросят, но и защитят. «Мужики» начали делиться с «законниками» сами, без принуждения.

Фраера сегодня

Постепенно разграничение между обычным и фраерским миром стало стираться. Сегодня фраер – это благородный разбойник, уважаемый «блатарями». А для простаков остались другие термины – «фуцаны», «штемпы», «лохи», «штыри».

Слово «урка» очень часто использовалось еще лет 20-30 назад. Сейчас его употребление встречается все реже и в основном в кругах заключенных. Раньше и гражданские лица могли называть «уркой» любого подозрительного товарища, внешний вид и поведение которого явственно указывали на его принадлежность к преступным кругам.

Значения слова «урка»

Слово относится к воровскому жаргону (арго) и имеет три очень близких по смыслу значения. В первом случае имеется в виду обычный вор, который грабит квартиры, совершает налеты на магазины и пр. Мелких воришек, орудующих в подворотнях, называют не «урками», а «гоп-стопниками». Обычно они поджидают жертв в темных закоулках.

Гоп-стопник присматривает себе жертву определенного склада — такую, которая не сможет или просто побоится оказать активное сопротивление. После этого следует просьба прикурить, угроза и, собственно, грабеж. Добыча гоп-стопников — кошельки, часы, телефоны, украшения. Такие воры считаются в уголовном мире преступниками мелкого пошиба.

Настоящие урки на мелочевку не размениваются. Они грабят по-крупному: выносят из магазинов всю выручку, «чистят» квартиры и т. д. После каждого налета следует сбыт наворованного на крупную сумму. Обычно за такие преступления вор получает солидный срок, а если во время грабежей случались жертвы, то и в колонии усиленного режима.

Отсюда вытекает второе значение слова «урка» — злостный преступник-рецидивист, отбывающий срок в тюрьме или колонии усиленного режима. Урки-рецидивисты – уркаганы — никогда не останавливаются. После первой отсидки они принимаются за свое обычное ремесло, в результате чего опять оказываются за решеткой.

Третье значение слова «урка» — вообще любой заключенный, отпетый уголовник, отличающийся дерзким поведением. Урки (в этом смысле) ведут определенный образ жизни, практически всегда входят в какие-то преступные группировки, банды и поддерживают самые тесные связи с преступным миром.

Для урок не существует общепризнанных социальных норм. Они живут по своим правилам («понятиям») и с презрением относятся к обычным мирным гражданам. Представители закона вызывают у таких уголовников глубокое презрение и плохо скрываемую ненависть.

Происхождение слова «урка»

Существует несколько версий, откуда произошло это жаргонное слово. Одни источники указывают, что в XIX веке ссыльнокаторжных, которые днем выполняли тяжелые работы на лесоповале или рудниках, называли «урочными каторжанами». Сокращенно — урка (ур-ка).

Урочные каторжане отличались от бессрочных (сосланных навечно) тем, что могли отбыть наказание и вернуться туда, где раньше жили. Обычно такие уголовники после первого срока опять шли воровать и в очередной раз оказывались на каторге. С тех пор это значение слова закрепилось и стало использоваться для обозначения всех преступников-рецидивистов.

По другой версии, слово «урка» происходит от древнего тюркского корня «ур». Он входит в состав казахских слов «уры», «урлык», которые буквально обозначают «вор», «грабеж». В тюркском языке слово «урк» обозначает свирепого, очень опасного человека. «Уркаган» в тюркском выглядит как два слова: «ур» и «каган», что буквально обозначает страшного главу, то есть вожака банды, атамана, главного вора.

Еще одна версия происхождения этого слова связана с традиционной для всего воровского жаргона этимологией. Слово «урка» позаимствовано из языка евреев, живших и процветавших когда-то в Одессе. В этом портовом городе в прошлом веке не только буйным цветом расцвела еврейская мафия, но и сформировался сам воровской язык с его колоритными словечками, которые знал весь Советский Союз. На иврите слово «урка» обозначает человека, находящегося за решеткой, преступника.

Источники

Использованные источники информации при написании статьи:

  • https://daniladunaev.ru/kto-takoj-fraerok/
  • https://wiki2.org/ru/%d0%a4%d1%80%d0%b0%d0%b5%d1%80
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий