Написание досудебной претензии по ОСАГО является обязательным этапом урегулирования спором между страхователем и страховщиком по договору автогражданской ответственности. Законом устанавливается десятидневный срок рассмотрения страховщиком направленной ему претензии. Скачать бланк и образец претензии можно на сайте. Образцы претензий в страховую компанию. Как правильно составить претензию? Как ее можно подать? В какие сроки должны ответить на претензию? Иск в суд.
Содержание
Содержание претензии
Ни один нормативный акт не регламентирует форму и содержание претензии, в том числе и по ОСАГО.
Поэтому содержание претензии в общих чертах должно соответствовать содержанию обычной жалобы и иметь ту же форму.
В крупных страховых компаниях разработаны бланки претензии, которые предлагаются недовольным клиентам. Как правило, эти бланки содержат общие клише, в которые страхователь вписывает свои конкретные обстоятельства. При этом бланки страховых компаний отличаются от предлагаемых в интернете шаблонов только тем, что наименование страховщика, его адрес и иные реквизиты уже вписаны.
Для самостоятельного составления следует соблюсти следующую схему:
- начать претензию с «шапки», расположив ее в правом верхнем углу листа. В «шапке» указывается наименование страховой компании и ее юридический адрес, а также ФИО и адрес страхователя. Если место прописки не совпадает с местом жительства, то потребуется указать оба адреса;
- сразу под шапкой вписать наименование документа – «претензия» и чуть ниже, под наименованием – краткую суть требований, например «о возмещении ущерба по страховому случаю»;
- составить описательную часть претензии, расположив ее сразу следом за предыдущим пунктом. В описательную часть претензии входят данные о наличии договора страхования со страховщиком, описание страхового случая, изложение решения страховой компании и причин, по которым автор претензии не согласен с решением страховой компании;
- сразу после описательной части, со слов «на основании вышеизложенного требую», начинается резолютивная часть претензии. Она содержит в себе краткий перечень требований к страховщику «требую выплатить такую-то сумму», «требую пересмотреть ваше решение» и т.д.;
- одновременно с требованиями, также в резолютивной части, следует указать банковские реквизиты, на которые страховщику предлагается внести сумму страхового возмещения, которого требует претензия;
- под резолютивной частью в левом нижнем углу листа располагается рубрика «Приложения», куда в номерном порядке вписываются все документы, прилагаемые к претензии;
- завершается претензия проставлением даты и подписью ее автора.
Обращаем внимание, что документы должны быть приложены либо в оригинале, либо в виде заверенных нотариусом копий.
Если страховщик не возражает, то при подаче претензии можно предъявить ему оригиналы заявлений вместе с копиями. В этом случае страховщик может лично заверить прилагаемые копии, чего будет вполне достаточно для внутреннего рассмотрения страховой компании.
Способ подачи претензии
Как говорилось выше, без подачи страховщику претензии в порядке досудебного урегулирования спора обратиться в суд не получится. То есть для обращения в суд будет важен не столько сам факт обращения с претензией, сколько подтверждение этого факта. Проще говоря, суду нужно будет показать доказательства того, что страховая компания претензию получила.
Доказательством получения претензии будет служить подпись должностного лица страховщика и штамп страховой организации.
Получить эти доказательства можно двумя способами:
- вручить претензию лично, попросив страховщика расписаться и проставить штамм организации на втором экземпляре претензии;
- отправить претензию заказным письмом с обратным почтовым уведомлением о вручении. Отправляя заказанное письмо, следует составить к нему опись документов, которую заверит работник почты. В противном случае, даже вложив в конверт все документы, вы рискуете получить отказ страховой компании под предлогом того, что к претензии документы не были приложены вообще.
Сохранение даты вручения страховщику претензии важно еще по одной причине.
2 марта 2022 года был внесен ряд изменений в различные законодательные акты, в том числе и в закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Этими изменениями была предусмотрена обязанность страховщика выплатить и право страхователя получить штрафные санкции за несоблюдение страховщиком сроков рассмотрения претензии.
Каждый день просрочки ответа на претензии санкционируется штрафом в размере 0,05% от страховой суммы. Разумеется, для взыскания просрочки потребуется новая претензия или сумму можно будет взыскать одновременно с основными исковыми требованиями.
Иск в суд
Если страховщик отказал на досудебную претензию, то можно готовить все необходимые документы и обращаться в суд. При этом важно учитывать, что иск подается в суд в трех экземплярах: суду, страховщику и клиенту по экземпляру.
Лучше всего в этом случае воспользоваться услугами опытного юриста, который не только поможет подготовить иск, но и будет представлять ваши интересы. При необходимости вы можете получить консультацию опытного юриста на нашем портале в любое удобное для себя время.
Что может послужить для отказа в удовлетворении требований
Страховая компания имеет право отказать в требованиях клиента, изложенных в претензии, по следующим основаниям:
- неполный пакет документов, предоставленных вместе с заявлением, нет копий или оригиналов;
- если претензию направляет лицо, которое не является клиентом компании, или не участник данного страхового случая;
- в претензии нет данных о возможности выплаты компенсации, то есть не указан номер счета;
- другие веские основания, которые не противоречат законодательству Российской Федерации.
Учтите! Если в удовлетворении требований клиента отказано, направляется письменное уведомление. При несогласии можно обратиться в суд.
Источники
Использованные источники информации при написании статьи:
- https://zakonius.ru/obrazec/dosudebnaya-pretenziya-po-osago
- https://strahovkaved.ru/osago/pretenziya-v-strahovuyu
- https://potreb-prava.com/dokumenty/pretenzii/pretenzii-k-straxovoj.html