. торги могут быть проведены в форме

 

Что такое публичные торги. Как проводятся открытые торги посредством публичного предложения. Особенности торгов посредством публичного предложения. Как просто подготовиться к публичным торгам при помощи СБИС Торги. Конкурс и аукцион являются разными формами проведения государственных и муниципальных закупок. Отличия и сходства конкурса и аукциона. Подробнее читайте на сайте dboc.ru.

Подготовка документации

Повторюсь, что лучший способ создать свое – изучить чужое. Обратитесь к базе закупок, посмотрите, какие требования выдвигают конкуренты, изучите и постройте собственные правила.

Что следует учесть:

  • Вид торгов. Обычно выбирают вариант с открытым аукционом или конкурсом.
  • Состав документации. Разделение идет на техническую и коммерческую часть. Техническая (техзадание) – основная информация о предмете тендера, планы, схемы, графики и прочее. Коммерческая содержит сведения о первоначальной цене, условиях участия, требованиях к поставщику, видах гарантий, а также формы заявок и контракта.
  • Требования к исполнителям. Это может быть опыт проведения аналогичных работ, успешно исполненные контракты, наличие материально-технической базы, специалисты определенного уровня и другое.
  • Сведения, указываемые участником. В законе отсутствуют, сами обозначьте интересующие вас данные. Чаще всего это наименование, адрес, контакты, ФИО руководителя, сведения о взаимозависимости, системе налогообложения и т.д.
  • Критерии оценки. В аукционе решающий фактор – цена, остальное вторично (если только участник соответствует всем остальным требованиям), в конкурсе принимаются во внимание сроки, дополнительные преимущества (увеличенный период гарантии, например) и другие факторы. Иногда оценку проводят с помощью процентовки или системы баллов. Это значит, что каждому критерию устанавливают значение % или балла, а их размер зависит от предложения участника.

Пример: Период гарантии в 1 год признается базовым, за него начисляют 10 баллов, за каждый дополнительный год – еще 5.

  • Сроки проведения тендера и оценки результатов. Опять же устанавливаются заказчиком.
  • Ответственные лица. Наймите специалиста в области закупок или назначайте на каждый аукцион нового сотрудника. Желательно определить должностных лиц, ответственных за составление аукционной документации и ответы на вопросы участников. К примеру, инженер отвечает за техническую часть, сметчик — за сметы, соответственно, начальник отдела снабжения — за контракт и т.д.

Эти сведения будут в каждом пакете документов на площадке при проведении очередной закупки, но конкретные, а во внутреннем положении требуется определить базовые установки.

Когда публичные торги признаются несостоявшимися?

При невыполнении определенных требований открытые торги посредством публичного предложения могут быть признаны несостоявшимися. К факторам, которые могут привести к таким последствиям, следует отнести:

  1. Количество участников конкурса – их должно быть не менее двух. Если участник один или их нет вообще, то торги аннулируются;
  2. Доплата победителя конкурса – если пятидневный срок не соблюден, то результаты аукциона тоже аннулируются.

Если публичные долги признаются несостоявшимися, то залогодержателем может быть заключено соглашение с залогодателем о переходе недвижимого имущества в собственность кредитора. Если это по каким-то причинам не получится сделать, тогда необходимо будет проводить повторные открытые торги посредством публичного предложения. Однако, по закону они могут быть проведены не менее, чем через месяц после признания текущего конкурса несостоявшимся. В этом есть и преимущества – на повторных торгах закон обязывает организатора снизить цену на недвижимость не менее, чем на 15 %.

При подготовке к участию в торгах не стоит также забывать еще об одном важном нюансе: до проведения мероприятия должник может погасить свою задолженность перед кредитором, и тогда аукцион будет отменен.

Различия коммерческих и государственных закупок

Госзакупки регулируются федеральными законами № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, устанавливающими строгие правила аукционов, сбора котировочных заявок и т.д., также регулируются отдельные положения, в частности доля закупок у малых предприятий, приобретение товаров импортного производства.

Для коммерческих торгов применяется только один федеральный закон – №135-ФЗ «О защите конкуренции», а в остальном организации должны руководствоваться Гражданским кодексом и уставом электронных торговых площадок (ЭТП).

Кстати! Организации вправе создать собственную ЭТП и проводить на ней торги. Например, группа компаний «Северсталь» (горнодобывающая и металлургическая отрасли) проводит процедуры в собственной системе.

В чем основные отличия коммерческих торгов от государственных:

  • Законодательное регулирование (то, о чем сказано выше).
  • Финансирование. Все расходы ложатся на организацию-заказчика, она же несет полные финансовые риски (к примеру, если подрядчик окажется недобросовестным и, получив аванс, не выполнит работу).
  • Индивидуальная разработка положений по торгам. Придется с нуля составить документацию для участников, в то время как госорганизации по большей части ориентируются на соответствующие ФЗ. Можно использовать для основы положения крупных корпораций, они открыто размещаются на сайтах, в составе аукционной документации, чтобы участники могли с ними ознакомиться.
  • Объемы закупок. Коммерческие гиганты и концерны активно организуют торги и их обороты достаточно крупные, а вот обычные компании предпочитают заключать договора напрямую, иногда пользуясь советами «сарафанного радио» или просто поиском в интернете.

К торгам такие организации прибегают тогда, когда начинаются масштабные проекты: выигран аукцион на строительство, например, или понадобились услуги, работы или товары, исполнителей (поставщиков) которых в своем регионе нет.

  • Ограничения. Они существуют, но в значительно меньшем количестве, чем для госзакупок. Можно установить свои, если они не противоречат пунктам 135-ФЗ, т.е. не нарушают положения о монополии и конкуренции.

Делаем вывод: коммерческие торги более свободные, проводятся любыми компаниями на большом количестве ЭТП, причем включая и те, что предназначены для государственных закупок.

Запрос цен (запрос котировок)


При необходимости удовлетворения потребностей в конкретных товарах, работах, услугах заказчик вправе использовать такой способ закупки, как запрос котировок. Многие заказчики его также называют «запрос цен».

Запрос цен может проводиться в электронной или не в электронной форме; может быть открытым и закрытым; с переторжкой или без нее. В исключительных случаях запрос цен может быть с проведением предварительного отбора участников закупки и выбором нескольких победителей.

Определение запроса котировок должно содержаться в положении о закупке. Можно использовать следующий вариант: «Под запросом котировок следует понимать конкурентный способ проведения закупки, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд заказчиков сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок; победителем в проведении запроса котировок признается участник, предложивший наиболее низкую цену договора». Все условия применения запроса котировок обуславливается Законом №223-ФЗ и положением о закупке, в котором желательно устанавливать определенный ценовой порог, при котором используется данный способ закупки.

Заказчик формирует требования к закупаемым товарам, работам, услугам по техническим, потребительским или другим характеристикам (например, качество товара подтвердить соответствующим сертификатом или паспортом качества и др.), устанавливает начальную (максимальную) цену договора, требования к участникам (например, участник закупки должен обладать необходимыми лицензиями, не находиться в процессе ликвидации или быть признанным банкротом, не находиться в реестре недобросовестных поставщиков и др.,), требования по обеспечению заявки (по необходимости, если это прописано в положении о закупке).

Заказчик формирует извещение, документацию, проект договора, подлежащие размещению на официальном сайте (в единой информационной системе).

Извещение, документация о закупке, проект договора формируются в соответствии со ст.9, ст.10 Закона №223-ФЗ и ПП РФ №908, где указано, какие именно сведения должно содержать извещение, документация закупки и порядок размещения данной информации на официальном сайте.

Заказчик в закупочной документации также указывает, что он имеет право отказаться от запроса котировок в любое время, это же условие должно быть и в положении о закупке. Рекомендуется указать, что данная закупочная процедура не является торгами по законодательству РФ, и заключение договора – это право, а не обязанность заказчика.

Вместе с извещением, закупочной документацией на официальном сайте публикуется также проект договора, созданный заказчиком. На его основе в последующим будет заключен договор с победителем процедуры.

Закон №223-ФЗ не регламентирует срок размещения заказчиком извещения о проведении запроса котировок, он должен быть указан в положении о закупке и закупочной документации (как правило, не менее чем за 5 – 10 дней до окончания срока подачи заявок). Заказчик должен указать планируемые даты публикации, дату и время окончания подачи приема заявок, дату и время рассмотрения и оценки котировочных заявок, а также место рассмотрения и оценки котировочных заявок.

Прием заявок на участие в запросе котировок


После того как опубликуются сведения, закупка переходит на этап подачи заявок.

В течение установленного срока заказчик принимает заявки участников, подготовленные и поданные в соответствии с порядком, требованиями, условиями, установленными в закупочной документации. Заказчик регистрирует поданные заявки в журнале регистрации заявок. Форма заявок устанавливается в закупочной документации.

Участник вправе отозвать, изменить ранее поданную заявку в любое время до даты и времени окончания срока подачи заявок в порядке, установленном закупочной документацией и положением о закупках (например, участник допустил ошибку при заполнении заявки или приложил не все необходимые документы и т.д.).

Заказчик может вносить изменения в закупочную документацию запроса котировок по собственной инициативе или в соответствии с запросом участника, а также предоставлять разъяснения (в ответе на запрос не указывается участник, подавший запрос на разъяснение), направленные участником закупки, в порядке, установленном положением о закупках заказчика, и в соответствии с ПП РФ №908. Изменение предмета закупки не допускается. В ЕИС публикуется не только измененная документация о закупке, но и файл с перечнем изменений, внесенных в нее.

Согласно Закону №223-ФЗ изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации, размещаются заказчиком на официальном сайте не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений.

Оценка заявок


После окончания срока подачи заявок закупка переходит на этап работы комиссии. На данном этапе заказчик осуществляет оценку заявок, проверяет заявки на соответствие требованиям закупочной документации (наличие всех необходимых документов в составе заявки) и технического задания, по главному критерию запроса котировок (цене) определяет победителя. Закупочная комиссия (если создается) и ее состав должны быть утверждены соответствующим распорядительным актом руководителя организации. Формируются протокол вскрытия конвертов (дата, место составления протокола, организатор закупки, состав комиссии, сведения о лоте, участники, подавшие заявки, время когда они были поданы, решение комиссии о допуске к рассмотрению и оценке заявок), протокол рассмотрения и оценки заявок (помимо даты, места составления протокола, организатора закупки, состава комиссии, сведений о лоте, указывается критерий оценки –цена и соответствующий результат такой оценки, протокол подведения итогов). Также помимо общих сведений о закупочной процедуре указываются итоги запроса котировок, победитель и те условия, на которых будет заключен договор.

Возможен вариант, когда заказчиком формируется один протокол, в котором указывается вся информация о проведенной закупке. Заказчик формирует на официальном сайте вид протокола в соответствии с положением о закупке, например, «протокол вскрытия конвертов, рассмотрения заявок и подведения итогов рассмотрения заявок», и размещает протокол ( в соответствии с ПП РФ №908).

В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.

Источники

Использованные источники информации при написании статьи:

  • https://assistentus.ru/govorit-buhgalter/kommercheskie-torgi-uchastie-so-storony-zakazchika/
  • https://www.abt.ru/blog/osobennosti-provedeniya-publichnykh-torgov/
  • https://otc.ru/academy/prakticheskoe_posobie_po_223-fz_chapter6
?>
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий