Оплата кап ремонта по жилищному кодексу

 

Кто должен платить за капремонт? Законно ли требование оплаты капитального ремонта? Минимальный размер взноса на капитальный ремонт. В своей статье Дмитрий Юрьевич Нифонтов проанализировал распространённое в интернете мнение о том, что Верховный суд Российской Федерации установил отсутствие обязанности оплачивать взносы на капитальный ремонт.

Законно ли требование оплаты капитального ремонта

Плата взносов за капремонт – обязанность, предусмотренная статьями Жилищного кодекса, поэтому востребование уплат – правомерно. Но предстоит учитывать несколько особенностей:

  • оплата должна осуществляться независимо от того, проживает ли гражданин в своей квартире;
  • счет за капитальный ремонт относится к списку сервисов ЖКХ, а потому неуплата влечет применение норм юридической ответственности;
  • при продаже жилья долг по капремонту переходит следующему владельцу;
  • отсутствие квитанций от жилищного фонда не освобождает от отчислений.

На территории Российской Федерации обязательные взносы начали начисляться в 2014 году. Минимальный размер денежного взноса на капитальный ремонт фиксируется региональным правительством. И муниципальными властями могут устанавливаться списки льготных категорий населения, освобождающихся от всех видов отчислений или, претендующих на скидки.

О добровольности взносов в Фонд

О добровольности взносов в Фонд

Разберем норму Закона 7-ФЗ о добровольности взносов в фонды.

Часть 1 статьи 7 Закона 7-ФЗ действительно устанавливает: «1. Для целей настоящего Федерального закона фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели…».

Однако, при этом часть 4 той же статьи 7 Закона 7-ФЗ устанавливает: «4. Особенности создания и деятельности фондов отдельных видов и управления ими могут устанавливаться федеральными законами о таких фондах».

Именно в соответствии с процитированной нормой Жилищным кодексом РФ (который, между прочим, является Федеральным законом) предусмотрен отдельный вид фондов — региональные операторы капитального ремонта. Глава 17 (статьи 178-188) ЖК РФ регулирует порядок формирования фондов капитального ремонта Региональным оператором и порядок деятельности Регионального оператора по финансированию капремонта. Указанные нормы ЖК РФ, в числе прочего, устанавливают особый порядок использования Региональным оператором денежных средств и ряд ограничений, не предусмотренных нормами Закона 7-ФЗ о таких некоммерческих организациях, как фонды.

Следует напомнить еще несколько норм законодательства РФ. Часть 1 статьи 169 ЖК РФ прямо обязывает собственников уплачивать ежемесячные взносы на КР общего имущества. То есть обязанность оплачивать взносы установлена императивно, ни о каком добровольном выборе, платить или не платить взносы, в данном случае речи не идет. Статья 170 ЖК РФ устанавливает право собственников выбирать порядок формирования фонда КР, и накопление средств на счетах регионального оператора — это лишь один из способов. Если оценивать, является ли выбор указанного способа (и следующая за ним обязанность оплачивать взносы на КР именно Региональному оператору) добровольным, тогда необходимо помнить, что общее собрание собственников помещений имеет право выбора способа формирования фонда капремонта, и выбор конкретного способа делается добровольно. Отсутствие Решения о выборе способа формирования фонда капремонта приравнивается к выбору способа формирования фонда капремонта на расчетном счете Регоператора. Но разве отказ от Решения в данном случае не является добровольным?

Дополнительно можно напомнить о существовании ряда некоммерческих организаций, созданных в организационно-правовой форме фонда, взносы в которые вовсе не являются добровольными. К таким организациям можно отнести Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и т.д.

О региональных операторах и региональных программах капремонта

Внесение в региональную программу капитального ремонта изменений по:

  • переносу установленного срока капитального ремонта на более поздний период,
  • сокращению планируемых видов услуг или работ по капремонту

осуществляется при наличии соответствующего решения ОСС.

Такого решения не нужно получать в нескольких случаях, все они перечислены в ч. 4 ст. 168 ЖК РФ. Теперь к ним добавился ещё один пункт – 4. Получать решение ОСС не нужно, если была определена невозможность оказания услуг или работ по капитальному ремонту из-за воспрепятствования со стороны собственников или управляющей организации.

Что такое воспрепятствование? Это значит, что перечисленные лица не допустили подрядную организацию в помещения МКД или к строительным конструкциям дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому или другому оборудованию.

В связи с этим у регионального оператора появляется новая обязанность (п. 4.1 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ). Он должен обеспечить установление фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту.

N 257-ФЗ установил возможность вносить изменения в региональную программу капитального ремонта – изменять сроки оказания услуг или выполнения работ по капитальному ремонту. Переносить сроки можно только тогда, когда нет возможности их своевременно оказать из-за вмешательства собственников или лиц, которые управляют МКД (ч. 4.2 ст. 168 ЖК РФ).

Дополнен перечень принципов, исходя из которых формируются краткосрочные планы реализации региональной программы. Теперь к ним относится принцип актуализации в связи с проведением капитального ремонта МКД в объёме, необходимом для ликвидации последствий аварии, иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.Права и обязанности регионального оператора капремонта 23981 3

Оспариваемые положения ЖК РФ

Две группы депутатов Госдумы оспаривали конституционность ряда статей ЖК РФ, регулирующих отношения по проведению и финансированию капитального ремонта общего имущества в МКД:

  • ч.1 ст.169 ЖК РФ об общей обязанности собственников уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества (кроме установленных законом случаев);
  • ч.4 ст.170 ЖК РФ о перечне вопросов, решения по которым должны быть приняты на ОСС в тех домах, которые выбрали спецсчёт МКД как способ формирования фонда капремонта общего имущества;
  • ч.7 ст.170 ЖК РФ о принятии органом местного самоуправления решения о формировании фонда капремонта на счёте регионального оператора, если собственники в установленный законом срок не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капремонта;
  • ч.4 ст.179 ЖК РФ о средствах, полученных региональным оператором от собственников в одних МКД, используемых на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других МКД, собственники помещений в которых также формируют фонды капремонта на счетах того же регионального оператора.

Кроме того, Конституционный Суд РФ обязал федерального законодателя предусмотреть правовой механизм функционирования региональных операторов. Этот механизм должен гарантировать непрерывность исполнения обязательств по капремонту перед собственниками помещений, если какой-либо региональный оператор прекратит свою деятельность.

Также федеральный законодатель должен выработать дополнительные меры для информирования собственников и УО о содержании региональной программы капремонта и критериях оценки состояния МКД, на основании которых определяется очередность проведения капремонта.Разработан Стандарт раскрытия информации о капитальном ремонте 7398 0 .

Куда уходят средства на капремонт многоквартирных домов

Кто должен платить взносы за капремонт, регулируют нормы федерального законодательства (в частности ст. 169 ЖК РФ). Также предусмотрено, что использование денежных сбережений происходит только по строгому их целевому назначению, а также в соответствии с пожеланиями самих жильцов многоквартирного дома. Собственники жилья осуществляют контролирующие функции путем исполнения следующих процедур:

  • выбор фонда, в котором будут накапливаться взносы;
  • предпочтение той или иной ремонтной компании, уполномоченной проводить работы;
  • проверка финансовых отчетов по проведенным мероприятиям;
  • ознакомление с планом предстоящих строительных работ (стоимостью, сроками исполнениями).

Граждане всегда должны быть ознакомлены с тем, куда будут или были потрачены сбережения. В частности, предстоит учитывать следующие правила осуществления реконструкции и ремонта:

  • проведение работ не ограничивается временами года и погодными условиями (допускается получение средств в экстренном порядке, если нужно срочно отремонтировать конструкции);
  • запланированная деятельность должна иметь строго очерченный план с продолжительным сроком исполнения (около года), а также предстоящими финансовыми затратами;
  • после завершения работ жильцы получают отчет касательно выполненных мероприятий, потраченных денежных средств и баланса остатка.
Мнение экспертаВыходцева Оксана Сергеевна

Юрист широкого профиля. Специализируется на семейных вопросах, гражданском, уголовном и жилищном праве

Задать вопрос юристуСо стороны владельцев квартир законно запрашивать предоставление предварительных отчетов, проверять финансовые документы, качество проведенных работ (с привлечением специалистов), подавать жалобы на действия строительной фирмы или жилищного фонда.

Источники

Использованные источники информации при написании статьи:

  • https://domipravo.ru/zhilishhnoe-pravo/kto-dolzhen-platit-vznos-na-kapitalnyj-remont-a-kto-net
  • https://acato.ru/articles/20170614/mify-zhkh-otmenyal-li-vs-rf-vznosy-na-kapremont
  • https://roskvartal.ru/kapitalnyy-remont/8100/izmeneniya-v-zhilischnom-kodekse-rf-o-kapitalnom-remonte-v-mkd
  • https://roskvartal.ru/kapitalnyy-remont/6664/vznosy-na-kapremont-v-obschiy-kotyel-priznany-konstitucionnymi
?>
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий