Неправильное расположение транспортного средства на проезжей части

 

И проезжая часть, и тротуар, и обочина являются частью дороги. На каждом из данных элементов действуют свои правила. В ПДД расположению ТС на проезжей части посвящен раздел №9. Нарушение правил грозит наложением административной ответственности. Ниже рассмотрены все основные темы касаемо расположения ТС на проезжей части. Кроме того, приведены выдержки из КоАП (документа, регламентирующего размер и порядок наложения на водителей административной ответственности). Разбираемся в возможных нарушениях правил расположения транспортного средства на проезжей части и штрафных санкциях за это.

Двухполосная дорога

Чаще всего потоки противоположных направлений разделяются сплошной линией разметки. Именно поэтому после проезда данного участка часто выписываются штрафы. Ярким примером может являться любое препятствие. Правила гласят, что если его невозможно убрать с проезжей части, его нужно объехать. То есть при этом необходимо пересечь сплошную линию разметки. В ПДД указано, что в данной ситуации нужно дождаться инспектора и получить его разрешение на совершение нарушения с целью преодоления препятствия. В реальной жизни никто таким образом не поступает.

На двухполосной дороге, где потоки противоположных направлений разделены прерывистой линией, все проще. Такая разметка не запрещает ни обгон, ни объезд препятствия, ни поворот налево, ни разворот. Однако при совершении последних двух маневров необходимо занять крайнее положение в ряду.

Дополнительные главы:

ПДД (правила дорожного движения) Российской Федерации 2020.
9. Расположение транспортных средств на проезжей части

9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками , , , , а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).

9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.

9.3. На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.

9.4. Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 или 5.3 или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.

В населенных пунктах с учетом требований настоящего пункта и пунктов 9.5, 16.1 и 24.2 Правил водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения. При интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия.

Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для, поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т — только для поворота налево или разворота. Выезд на левую полосу дорог с односторонним движением для остановки и стоянки осуществляется в соответствии с пунктом 12.1 Правил.

9.5. Транспортные средства, скорость движения которых не должна превышать 40 км/ч или которые по техническим причинам не могут развивать такую скорость, должны двигаться по крайней правой полосе, кроме случаев объезда, обгона или перестроения перед поворотом налево, разворотом или остановкой в разрешенных случаях на левой стороне дороги.

9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки или , движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.

9.7. Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.

9.8. При повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство заняло крайнюю правую полосу. Перестроение разрешается только после того, как водитель убедится, что движение в данном направлении разрешается и по другим полосам.

9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, оговоренных в пунктах 12.1, 24.2 Правил). Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.

. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

. Вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель транспортного средства, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель транспортного средства (состава транспортных средств) длиной более 7 м должен поддерживать между своим и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие его транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу. Это требование не действует при движении по участкам дорог, на которых запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне.

. На дорогах с двусторонним движением при отсутствии разделительной полосы островки безопасности, тумбы и элементы дорожных сооружений (опоры мостов, путепроводов и тому подобное), находящиеся на середине проезжей части, водитель должен объезжать справа, если знаки и разметка не предписывают иное.

Далее: раздел "Скорость движения" >>

Административная ответственность

Минимум, что грозит за нарушение расположения ТС на проезжей части - штраф. В некоторых случаях водители могут лишиться и права на управление автомобилем.

Выдержки из КоАП (статья ):

  • За движение по обочине придется заплатить 1500 рублей.
  • Езда по тротуарам (а также по велосипедным и пешеходным дорожкам) грозит наложением штрафа, размер которого составляет 2000 рублей.
  • За движение по встречной полосе (при объезде или обгоне и при наличии сплошной линии разметки) или по трамвайным путям в нарушение Правил придется заплатить 5000 рублей. Еще одна мера наказания - лишение водительского удостоверения на срок от 4 до 6 месяцев. При повторном совершении нарушения документ изымается на 1 год. Но если оно было зафиксировано специальным оборудованием, а не инспектором, придется снова заплатить 5000 рублей.

Таким образом, нарушение расположения ТС на проезжей части грозит не только денежными потерями, но и изъятием водительского удостоверения.

Движение грузовиков в населенных пунктах

Рассмотрим пункт 9.4 правил дорожного движения:

В населенных пунктах с учетом требований настоящего пункта и пунктов 9.5, 16.1 и 24.2 Правил водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения. При интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия.

Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т – только для поворота налево или разворота. Выезд на левую полосу дорог с односторонним движением для остановки и стоянки осуществляется в соответствии с пунктом 12.1 Правил.

В населенных пунктах действует ограничение для грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 2,5 тонн. На дорогах с тремя полосами и более такие грузовики могут занимать крайнюю левую полосу только для поворота налево и разворота.

Обратите внимание, что это ограничение распространяется в том числе и на грузовики категории B. Например, многие пикапы (Mitsubishi L200, Volkswagen Amarok, Toyota Hilux) могут выезжать на крайнюю левую полосу только для поворота налево и разворота.

В остальном требования к грузовикам в населенном пункте такие же, как и ко всем другим автомобилям. На дорогах с двумя полосами можно занимать любую полосу, на дорогах с тремя полосами и более можно занимать любую полосу, кроме крайней левой.

Фото 1

Другие ситуации

Есть и другие элементы дорожного движения, которые также необходимо учитывать:

  • Автомобили не могут ехать по разделительным полосам, дорожкам для пешеходов и тротуарам.
  • По велосипедным дорожкам могут ехать только велосипеды и мопеды. При отсутствии других вариантов на них могут заезжать машины коммунальных служб и грузовики, которые подвозят товары к различным предприятиям.
  • Для транспорта длиной от 7 метров действуют особые правила – за городом они должны соблюдать дополнительную дистанцию со впереди идущим автомобилем, чтобы обгоняющие автомобили могли туда временно перестроиться при необходимости. Это правило действует только на дорогах с двумя полосами, одна из которых является встречной.

Классификация грузовиков в ПДД

В первую очередь хочу отметить, что ПДД для грузовиков предусматривают различные варианты расположения в зависимости от разрешенной максимальной массы. При этом грузовики разделяются на 3 группы:

  • До 2,5 тонн включительно (категория В).
  • От 2,5 тонн, до 3,5 тонн включительно (категория В).
  • Более 3,5 тонн (категория С).

Полоса для обоюдного использования

В России она хоть и редко, но встречается. При наличии полосы для обоюдного использования проезжая часть разделена на 3 ряда прерывистыми линиями. При этом средний предназначен одновременно и для встречного, и для попутного направления. Но двигаться постоянно по ней нельзя, это чревато возникновением аварийной ситуации.

Правила расположения ТС на проезжей части при наличии ряда для обоюдного использования:

  • Данную полосу можно использовать для обгона. Предварительно необходимо оценить дорожную ситуацию, то есть убедиться в отсутствии встречных ТС. Сразу после завершения обгона необходимо вернуться в правый ряд.
  • Выезд на крайнюю левую полосу запрещен. И это несмотря на наличие прерывистых линий разметки. Это рассматривается как выезд на встречку. Неправильное расположение ТС на проезжей части в этом случае карается лишением водительского удостоверения на срок от 4-х месяцев до полугода.
  • При совершении объезда препятствия необходимо выехать на обоюдную полосу и после завершения маневра вернуться в ранее занимаемый ряд.
  • Если необходимо повернуть налево или развернуться, нужно предварительно убедиться в отсутствии встречных ТС, затем занять крайнее левое положение на средней полосе. При недостаточной ширине проезжей части маневр можно совершить и с правого ряда (и даже с обочины), не забывая подавать соответствующие световые сигналы.

Таким образом, по полосе для обоюдного использования ехать нельзя. За нарушение правил расположения ТС на проезжей части могут изъять водительское удостоверение на срок до полугода. Ряд предназначен для обгона, объезда, поворота налево и разворота.

По каким полосам могут ехать грузовики на МКАД?

В качестве примера рассмотрим движение грузовиков по МКАД - московской кольцевой автодороге. МКАД обозначена знаком 5.3, т.е. является дорогой для автомобилей. Кроме того, она проходит в пределах населенного пункта. Разрешенная скорость движения - 100 км/ч. Дорога имеет не менее 5 полос в одном направлении.

1. Легкие грузовики менее 2,5 тонн. Такие автомобили теоретически могут занять любую полосу движения. Однако сделать это можно лишь при интенсивном движении. Если движение не интенсивное, водители должны занимать правые полосы и вести автомобиль ближе к правому краю проезжей части.

2. Грузовики от 2,5 до 3,5 тонн. Данные автомобили также должны двигаться по возможности правее. Кроме того, даже в условиях интенсивного движения они не должны занимать крайнюю левую полосу. Т.е. для грузовиков от 2,5 до 3,5 тонн доступны 4 правые полосы движения.

3. Грузовики тяжелее 3,5 тонн. Эта группа должна соблюдать самые жесткие условия. Движение разрешается только по двум правым полосам.

Ответственность за нарушение

Если водитель неправильно разместил свой автомобиль на дороге, он будет вынужден заплатить штраф или получить другое наказание. Вариантов нарушений такого типа может быть очень много.

Комментарии и пояснения

За нарушение правил предусматриваются следующие санкции.

  • Если автовладелец нарушил правила обгона или разъезда, то согласно статье на него будет наложен штраф 1500 рублей.
  • Выезд на встречку облагается штрафом в размере от 1000 до 1500 рублей, а также лишением прав на срок до полугода.
  • Если выезд на встречную полосу был совершен повторно, то автовладелец будет лишен прав на один год.
  • Если водитель выехал на встречную полосу для того, чтобы объехать препятствие, его не лишат прав, но он будет оштрафован на 1000-1500 рублей.

Движение грузовиков по автомагистралям и дорогам для автомобилей

Отдельного внимания заслуживает расположение грузовиков на автомагистралях и дорогах для автомобилей.

Пункт 16.1 ПДД:

16.1. На автомагистралях запрещается:

  • движение грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т далее второй полосы;

16.3. Требования данного раздела распространяются также на дороги, обозначенные знаком 5.3.

Тяжелее 3,5 тонн. На автомагистралях грузовики категории С могут двигаться только по двум правым полосам. Выезжать на остальные полосы они не могут ни при каких условиях.

От 2,5 до 3,5 тонн. Что касается грузовиков от 2,5 до 3,5 тонн, то на автомагистралях они могут двигаться по любым полосам, кроме крайней левой (при наличии 3-х или более полос в данном направлении).

До 2,5 тонн. На грузовики с разрешенной максимальной массой 2,5 тонны и менее ограничения не накладываются.

Полоса движения: понятие, правила расположения ТС

На проезжей части можно увидеть различные виды разметки. Именно последняя и определяет границы полосы, предназначенной для движения ТС.

Выдержки из ПДД:

  • Перемещение транспортного средства должно осуществляться строго по выделенному ряду. Если полосы разделены прерывистой линией разметки, наезжать на последнюю допустимо только при перестроении. Ехать по ней запрещено.
  • Расположение ТС на проезжей части должно быть таким, чтобы во время движения не возникали аварийные ситуации. Водитель внутри полосы всегда должен контролировать дистанцию и боковые интервалы.

Во время движения вне населенного пункта лицо, управляющее транспортным средством, должно ехать по крайнему правому ряду. Исключением является затор. В населенном пункте водитель может занимать любую полосу, если их две. Если их три, крайний левый ряд должен быть свободен. Он предназначен для движения транспорта оперативных служб.

Как правильно располагать ТС?

Чтобы занять правильное место на дороге, нужно разобраться в правилах и рассмотреть каждый случай отдельно. Это поможет лучше понять основные принципы размещения транспортных средств.

Основной элемент дороги

Сама дорога является специальной полосой, которая предназначена для движения транспорта. Дорожное полотно считается основным элементом дороги.

На дороге есть еще множество элементов, и каждый из них имеет значение – это разметка, количество полос, трамвайные пути, остановки общественного транспорта и пешеходные переходы. Каждый элемент будет влиять на правильность расположения машины.

Дорожное полотно без обозначений

Если на дороге нет никаких знаков и разметки, водителям придется самостоятельно разделить её на полосы, мысленно представив, сколько автомобилей сможет спокойно проехать по этому участку.

Левая половина всегда считается встречной, выезжать на неё нельзя (при наличии встречных авто).

Многополосная проезжая часть

Дорога считается многополосной, если на ней больше трёх полос для движения, половина полос разрешает движение в одну сторону, а другая половина в противоположную. При движении на такой дороге придется учитывать некоторые особенности, например, обгон и объезд невозможен по встречной полосе. Но развернуться или повернуть налево можно на перекрестке или на других участках дороги, где эти маневры не будут противоречить разметке и знакам.

Трехполосное дорожное полотно

Обычно это дороги с двусторонним движением, две из которых движутся в одном направлении, а одна в противоположном. Как и на других дорогах, здесь запрещено выезжать на встречную полосу.

На таких дорогах рекомендуется ехать в правой полосе, а занимать левую можно только при занятой правой, так как левая полоса предназначена для маневров.

Например, водитель может ехать по левой полосе в том случае, если планирует совершить поворот, обгон или разворот, а если он просто едет по ней при свободной правой полосе, это считается нарушением.

Трехполосная дорога с прерывистой сплошной

Если с одной стороны линия разметки является непрерывной, а с другой стороны идет пунктиром, это означает, что пересечь её можно только со стороны прерывистой линии.

Например, если такая разметка размещена на перекрестке, то со стороны прерывистой разметки можно выполнить поворот или разворот, а со сплошной стороны нельзя.

Двухполосная проезжая часть

Двухполосной считается дорога, у которой есть по одной полосе в каждую сторону движения. Если полосы разделены сплошной разметкой, то пересекать её нельзя. Если линия разметки прерывистая, то ситуация является более сложной, поскольку четких рекомендаций в ПДД по этому поводу нет.

Движение по выделенным полосам

Если на дороге есть несколько полос движения, направленных в одну сторону, нужно обратить внимание на разрешённую скорость. Если дорога за городом, и можно ехать быстрее 80 км/ч, то машины с максимальной скоростью должны ехать по правой полосе. В населенных пунктах автомобилисты могут занимать любую полосу.

Смена полосы движения

Сменить полосу движения на дороге можно в любой момент, за исключением тех случаев, когда машин на дороге очень много и все полосы заняты. В таких ситуациях перестроиться можно только для дальнейшего совершения маневра, например, поворота. Также смену полосы может запрещать сплошная разметка.

Трамвайные пути

Если на дороге есть трамвайные рельсы, их тоже необходимо учитывать.

Водитель может использовать их, если рельсы находятся с левой стороны дороги, на одном уровне с ней, а трамвай движется в попутном направлении. Только тогда, если другие полосы заняты, автомобиль может ехать по трамвайным путям.

Помимо этого, водитель может заехать на рельсы при совершении поворота или разворота, а также для объезда, но при этом он не должен мешать другим участникам движения.

Дорога с реверсивным движением

Двигаться по таким дорогам можно только в крайней левой полосе. Выезжать на неё можно только для перестройки, перед этим убедившись, что это не запрещено.

Выбор полосы вне населенного пункта

Пункт 9.4 ПДД:

9.4. Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 или 5.3 или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.

Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т – только для поворота налево или разворота. Выезд на левую полосу дорог с односторонним движением для остановки и стоянки осуществляется в соответствии с пунктом 12.1 Правил.

Вне населенных пунктов водители всех автомобилей не должны занимать левые полосы при свободных правых, т.е. водители грузовиков должны в первую очередь ехать по правой полосе. И только если правая полоса занята, можно выезжать во вторую полосу:

Кроме того, если дорога имеет 3 или более полос в данном направлении, то грузовики массой более 2,5 тонн могут выезжать на левую полосу только для поворота налево и разворота.

Если нет разметки

При наличии сплошной или прерывистой линий движение должно осуществляться только по полосам. Однако часто можно увидеть дороги, на которых разметки нет или же она стерлась. Кроме того, зимой линии невозможно разглядеть под слоем снега. Что делать в этом случае, чтобы не было нарушения расположения ТС на проезжей части?

В данной ситуации водители сами должны визуально поделить дорогу, учитывая габариты автомобилей и интервалы между ними. При этом полоса слева всегда должна отводиться потоку встречного направления.

Возможные варианты:

  • Если дорога двухрядная. Она не запрещает выезда на встречку с целью обгона или объезда. Водитель в этом случае мысленно может нанести на дорогу прерывистую линию разметки.
  • Если проезжая часть трехрядная. Даже в этом случае дорогу нужно делить строго пополам. Иными словами, в данной ситуации отводится встречному и попутному направлению по одной широкой полосе.
  • Если дорога многорядная. Выезжать на полосы, предназначенные для встречного движения, запрещено. Чтобы повернуть налево, необходимо занять соответствующее крайнее положение, то есть в месте, где предположительно находилась бы прерывистая линия.

Важно помнить о том, что нет разметки - нет запрета. Отсутствие линий во многих случаях даже облегчает водителям жизнь. Однако во всех ситуациях нужно руководствоваться не только Правилами, но и соображениями безопасности.

Многополосные дороги

В данном случае транспортные потоки противоположных направлений разделены двойной сплошной линией разметки. Наезжать на нее категорически запрещено. Согласно КоАП и ПДД, нарушение расположения ТС на проезжей части грозит изъятием водительского удостоверения.

Варианты движения по такой дороге:

  • Две полосы в попутном направлении. Как было упомянуто выше, в населенном пункте можно занимать любую, вне его - только правую (если она свободна). Наезжать на прерывистые линии можно только при перестроении.
  • В попутном направлении 3 и более ряда. Свободной должна оставаться только крайняя левая полоса. Занимать ее можно при интенсивном движении. Но в том месте, где затор заканчивается, ее нужно освободить, перестроившись на соседнюю. Крайняя левая полоса также может быть использована для поворота налево или разворота транспортными средствами, масса которых превышает 2,5 тонны (не 3,5, как многие водители полагают). Но ехать по ней им запрещено.

Если движение на многополосной дороге интенсивное, перестраиваться можно только с целью совершения поворота, объезда препятствия, остановки или разворота. Это обусловлено тем, что в условиях затора многим водителям кажется, что в соседних рядах ТС движутся с большей скоростью. Соответственно, возникает естественное желание сменить полосу. Это в настоящее время, согласно ПДД, запрещено.

Примеры из практики

Чтобы лучше понять правила размещения на дороге, можно рассмотреть несколько конкретных примеров:

  • Если дорога с двусторонним движением, а разделительная полоса отсутствует, то объезжать дорожные сооружения нужно с правой стороны.
  • Если автомобиль планирует совершить обгон, он должен убедиться, что едущая впереди или позади него машина не начала такой же маневр.
  • Если на двухполосной дороге необходимо разъехаться двум автомобилям, а на одной из полос находится препятствие, уступать должен тот водитель, с чьей стороны оно находится.

Трехполосная дорога

В данном случае возможны различные варианты расположения ТС на проезжей части. В ПДД они также прописаны:

  • Одна полоса в попутном направлении, две - во встречном. В этом случае противоположные потоки разделены сплошной линией. Двигаться разрешено строго по своей полосе, не наезжая на разметку.
  • Два ряда в попутном направлении, один - во встречном. В населенном пункте можно двигаться по обоим полосам. Прерывистую линию разметки допустимо пересекать при перестроении. На встречку выезд, соответственно, запрещен. Вне населенного пункта расположение ТС на проезжей части следующее. Необходимо занимать правое положение, то есть как можно ближе к обочине. Это обусловлено тем, что на трассах и автомагистралях скорости выше, а значит встречные потоки должны быть как можно дальше друг от друга. Если же правая полоса занята, по левой двигаться допустимо.

Таким образом, в населенном пункте разрешено занимать любой удобный ряд двухполосной дороги. Вне его - только правый.

Трамвайные пути

Перемещение ТС во встречном направлении по ним запрещено. При отсутствии знака «Направление движения по полосам» их можно использовать для поворота налево или разворота, а также для движения, но только в условиях затора. При наличии упомянутого символа на трамвайные пути нельзя заезжать.

0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий