Новости, стенограммы, фото и видеозаписи, документы, подписанные Президентом России, информация о деятельности Администрации. Новости, стенограммы, фото и видеозаписи, документы, подписанные Президентом России, информация о деятельности Администрации
Содержание
Право на труд в Европейской социальной хартии Совета Европы
«лишенные содержательного труда, люди утрачивают смысл своего существования».
Федор Достоевский
Европейская социальная хартия была принята в 1961 году и пересмотрена в 1996 году. Права, гарантируемые на основании Хартии, касаются всех лиц в их повседневной жизни, в том числе и трудовых прав: это запрет принудительного и детского труда; защита трудящихся в возрасте 15-18 лет; право на то, чтобы зарабатывать себе на жизнь свободно выбранной профессией; экономическая и социальная политика, призванная обеспечивать полную занятость; справедливые условия труда; защита от сексуальных и психологических преследований; свобода создавать профсоюзы и заключать коллективные договоры; защита в случае увольнения; право на забастовку; и доступ к труду для лиц с ограниченными возможностями.
У Хартии есть свой механизм контроля, основанный на национальных докладах со стороны государств-сторон (Протокол 1991 года), а также система коллективных жалоб (Протокол 1995 года), который предоставляет возможность, помимо прочего, профсоюзам и неправительственным организациям подавать коллективные жалобы в Европейский комитет по социальным правам.
Европейская социальная хартия на практике
Дело «Международная комиссия юристов (International Commission of Jurists (ICJ)) против Португалии» (1/1998)
ICJ заявила, что Португалия нарушила статью 7(1) (требование о том, чтобы минимальный возраст при приеме на работу составлял 15 лет) Европейской социальной хартии, поскольку должным образом не осуществляла надзор за детским трудом. Комиссия отметила, что в этой стране во многих секторах экономики нелегально работает большое число детей в возрасте до 15 лет и что эти дети сталкиваются с нездоровыми условиями труда. Правительство Португалии оспорило эти цифры и заявило, что неоплачиваемая деятельность в семье не подпадает под действие статьи 7. В 1999 году Европейский комитет по социальным правам постановил, что Португалия нарушила статью 7, и заявил, что запрет на найм детей в возрасте до 15 лет применим и к детям, работающим в семейном бизнесе.
Дело «Конфедерация независимых профсоюзов Болгарии, Конфедерация труда «Подкрепа» и Европейская конфедерация профсоюзов (Confederation of Independent Trade Unions in Bulgaria, Confederation of Labour “Podkrepa” and European Trade Union Confederation) против Болгарии» (32/2005)
В жалобе утверждалось, что болгарское законодательство ограничивает право на забастовку в секторе здравоохранения, энергетики и коммуникаций, а также в отношении государственных служащих и работников железных дорог, причем таким образом, что это не соответствует пересмотренной Европейской социальной хартии. Европейский комитет по социальным правам установил, что ограничения, установленные болгарским законодательством в отношении права на забастовку в железнодорожном секторе, а также разрешение госслужащим участвовать лишь в символичных акциях, которые законодательство квалифицирует как забастовку, и запрет им коллективно отказываться от работы, составляли нарушение Хартии.6
Статья 228.1. Порядок извещения о несчастных случаях
(введена Федеральным законом от N 90-ФЗ)
При групповом несчастном случае (два человека и более), тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом работодатель (его представитель) в течение суток обязан направить извещение по установленной форме:
в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
(в ред. Федерального закона от N 242-ФЗ)
в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая;
в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) орган местного самоуправления по месту государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
работодателю, направившему работника, с которым произошел несчастный случай;
в территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу;
(в ред. Федерального закона от N 242-ФЗ)
в исполнительный орган страховщика по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).
При групповом несчастном случае, тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом работодатель (его представитель) в течение суток также обязан направить извещение по установленной форме в соответствующее территориальное объединение организаций профсоюзов.
О несчастном случае, происшедшем на находящемся в плавании судне (независимо от его ведомственной (отраслевой) принадлежности), капитан судна незамедлительно обязан сообщить работодателю (судовладельцу), а если судно находится в заграничном плавании - также в соответствующее консульство Российской Федерации.
Работодатель (судовладелец) при получении сообщения о происшедшем на судне групповом несчастном случае, тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом в течение суток обязан направить извещение по установленной форме в:
соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
(в ред. Федерального закона от N 242-ФЗ)
соответствующую прокуратуру по месту регистрации судна;
соответствующие федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного надзора в области использования атомной энергии и государственного надзора в области радиационной безопасности, если несчастный случай произошел на ядерной энергетической установке судна или при перевозке ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов;
(в ред. Федерального закона от N 242-ФЗ)
соответствующее территориальное объединение организаций профсоюзов;
исполнительный орган страховщика по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).
О несчастных случаях, которые по прошествии времени перешли в категорию тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом, работодатель (его представитель) в течение трех суток после получения сведений об этом направляет извещение по установленной форме в соответствующие территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, территориальное объединение организаций профсоюзов и территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу, а о страховых случаях - в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).
(в ред. Федерального закона от N 242-ФЗ)
О случаях острого отравления работодатель (его представитель) сообщает в соответствующий орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору.
(в ред. Федерального закона от N 242-ФЗ)
Статья 226. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
(в ред. Федерального закона от N 90-ФЗ)
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.
(часть вторая в ред. Федерального закона от N 90-ФЗ)
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
(в ред. Федеральных законов от N 90-ФЗ, от N 238-ФЗ)
В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
(в ред. Федерального закона от N 90-ФЗ)
Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Источники
Использованные источники информации при написании статьи:
- https://www.coe.int/ru/web/compass/work
- https://www.superjob.ru/trudovoj-kodeks/36-obespechenie-prav-rabotnikov-na-ohranu-truda.html