ФРАНЦИЯ, Французская Республика, государство в Европе. Граничит с Бельгией и Люксембургом на северо-востоке, Германией, Швейцарией и Италией на востоке, Испанией на юге. Омывается водами Атлантического океана на западе, пролива Ла-Манш на северо-западе и Средиземного моря на юге. Площадь 547 тыс. кв. км. На территории Франции представлены разнообразные ландшафтно-климатические. Франция - полная информация о стране Франция: язык, история, население, моря и реки Франции, официальная валюта, достопримечательности, площадь, флаг, гимн, - TraveLife.
Содержание
Конституционные основы, характеристика формы правления
За годы, прошедшие с падения Бастилии в 1789 году, в стране было принято 16 конституций. Ныне действующая конституция 1958 года (17-я конституция со времени Декларации 1789 года) оформила создание во Франции Пятой республики.
Конституция Пятой республики, разработанная под руководством генерала Шарля де Голля, была утверждена на референдуме, проведённом 28 сентября 1958 года на территории самой Франции и в её заморских департаментах, и вступила в силу 4 октября 1958 года.
Основной закон Франции состоит из трёх документов: Декларации прав человека и гражданина 1789 года, принятой во время Великой французской революции; преамбулы конституции 1946 года, принятой во время подъёма демократического движения после Второй мировой войны; конституции 1958 года, в которой есть ссылки на ряд международных актов, в которых участвует Франция (в их числе — договор «О Европейском союзе» 1992 года), в связи с чем некоторые французские юристы включают их в «конституционный блок».
Конституция Франции 1958 года невелика по объёму. Наряду с краткой преамбулой, в ней содержатся 93 статьи, объединённые в 15 разделов (разд. 13 «О сообществе» и 17 «Переходные постановления» отменены в 1995 году).
Отдельные положения социально-экономического характера содержатся в Декларации 1789 года (о собственности, о равном налогообложении с учётом состояния граждан); некоторые экономические, политические и социальные принципы названы в преамбуле конституции 1946 года.
В Декларации 1789 года и в преамбуле конституции 1946 года перечислен также ряд личных прав граждан и социально-экономических прав (свобода слова, презумпция невиновности, равенство перед законом, право на образование, здравоохранение и др.).
Конституция 1958 года в основном регулирует взаимоотношения органов государства.
Она провозглашает принцип национального суверенитета, который осуществляется народом через его представителей и на референдуме, а также создание Французского Сообщества на базе свободного самоопределения народов колоний (Сообщество фактически прекратило своё существование уже в 1960-х годах, а юридически было ликвидировано конституционной реформой в 1995 году). Конституция 1958 года подтвердила девиз республики времён первой революции конца XVIII века: «Свобода, Равенство, Братство»; она провозгласила принцип республики: «Правление народа, по воле народа и для народа» (эта формулировка впервые официально была провозглашена в США в XIX веке); определила основные условия создания политических партий и их роль; провозгласила, что республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра. В конституции определено соотношение внутреннего и международного права: договоры и соглашения, ратифицированные Францией, имеют приоритет над внутренним законодательством при условии взаимности.
Источник:
Язык и религия.
Все жители Франции говорят по-французски. В западной Бретани ок. 1250 тыс. бретонцев пользуются бретонским языком, относящимся к кельтской группе, в Пиренеях ок. 200 тыс. басков говорят на баскском, а ок. 250 тыс. каталонцев – на каталанском. На диалекте итальянского – корсиканском языке – говорят 250 тыс. корсиканцев на о.Корсика. На северо-востоке страны в Эльзасе и некоторых районах Лотарингии ок. 1 млн. человек говорят на диалекте немецкого языка, а почти 150 тыс. человек в районе Дюнкерка – на фламандском языке.
Католицизм исповедуют 4/5 населения страны, 1/4 населения регулярно посещает церковь. Около 12% населения, в том числе свыше 1/3 проживающих в Парижской городской агломерации, считают себя атеистами. Мусульмане (в основном мигранты из Алжира, Марокко, Туниса, Сенегала, Мали и Мавритании) составляют 3% населения. Около 2% населения исповедуют протестантизм и 1% – иудаизм.
Географическое положение Франции
Если искать Францию на карте, то важно знать, что это государство в Западной части Европы, которое имеет материковое расположение. Хотя у Франции и есть в составе заморские и зависимые территории, основная часть страны все же расположена на материке.
Франция: общие географические сведения
Общая площадь данного государства составляет 551 500 квадратных километров. Морские резервы Франции равняются 5 870 квадратным километрам. Большую часть страны занимает суша.
По воде при помощи туннеля под Ла-Маншем французские территории соединяются с Великобританией.
В Западной Европе Франция считается самым большим по площади государством.
У данной страны есть и сухопутные и морские рубежи. Изнутри страна также обладает четким административным делением.
Внутреннее разделение Франции
Внутри своих границ Франция разделяется на 22 области. Основные территории страны поделены на следующие составляющие:
- Гваделупа;
- Гайана;
- Мартиника;
- Реюньона.
Так французы провели внутренние рубежи Центральной Франции. На севере государства преобладают равнины. Юра, Вогезы, а также Альпы являются главными горными массивами страны. Чуть ниже по высоте считаются Пиренеи. Эти горные цепочки формируют восточную часть Франции.
В западной части французских территорий много рек и озер. Там находятся такие реки, как Сена, Уза, Иоанна и Марна. Рейн и Сона протекают на севере государства. Омывается Франция двумя морями: Северным и Средиземным.
К заморским территориальным активам французского государства можно причислить такие острова, как Корсика, Майотта, Бора-Бора и острова поменьше.
Читайте также: Кто такой андрей боголюбский, кто он его краткая биография и портрет, событияЗнаменитый остров-курорт Гаити также принадлежит Франции. Образованные люди знают, что столицей этого государства является Париж, который в своем территориальном делении подразделяется на несколько округов.
В 22 французских регионах присутствуют 96 департаментов. Такое большое количество населенных мест объясняется просто – 70% территорий Франции являются равнинными.
В географическом смысле Франция имеет очень удачное расположение. Благодаря ее территориям, французы могут без труда строить международные связи с другими государствами, а также вести с ними торговые дела.
Во Франции преобладает умеренный континентальный и умеренный морской климат, что считается благоприятным для развития сельского хозяйства.
Источник:
Этнический состав.
На территории Франции обнаружены многочисленные следы пребывания первобытных людей. Самые древние из них, относящиеся к эпохе мустье (средний палеолит), имеют возраст свыше 100 тыс. лет (пещера Фонтешевад близ Ангулема в предгорьях Центрального Французского массива, грот Монморен в предгорьях Пиренеев и др.). Большое число остатков людей неандертальского типа найдено в пещерах Дордони и других районов Франции; они датируются первой половиной позднеплейстоценового оледенения. Не менее многочисленны следы пребывания кроманьонских людей, наиболее близких к современному виду Homo sapiens; такие местонахождения изучались в Дордони, Шаранте, Тарне и других районах. К этой эпохе относятся замечательные наскальные изображения в пещерах Южной Франции, датируемые мадленом (10–12 тыс. лет назад).
В историческое время Франция неоднократно была ареной миграций разных народов, в результате смешения этих разнородных элементов сформировалось современное население страны. Тем не менее различают три расовые группы: средиземноморскую (южноевропейскую), центральноевропейскую (альпийскую) и североевропейскую (балтийскую). Средиземноморская группа характеризуется невысоким ростом и хрупким телосложением, темными волосами, карими глазами и овальным лицом. Центральноевропейская общность характерна в основном для района Центрального Французского массива и отличается невысоким ростом, коренастым телосложением, русыми волосами. Основные признаки североевропейской группы – высокий рост, мускулистое телосложение, светлые волосы, белая кожа и голубые или серые глаза.
Архитектура и изобразительное искусство
На территории Ф. (гл. обр. на юго-западе) располагался один из гл. центров палеолитич. первобытного искусства (Шове, Ла-Мут, Ласко, Комбарель, Фон-де-Гом, Трёх Братьев пещера, Ньо и др.). К выдающимся произведениям иск-ва неолита – энеолита относятся мегалиты, в т. ч. комплексы (Карнак и др.; см. также в ст. Мегалитические культуры). В бронзовом веке оружие сложных форм, украшения из бронзы, золота связаны с традициями Европейской металлургической провинции, получившими развитие в иск-ве эпохи Гальштат (Викс и др.). На этой основе под греко-рим. и др. влияниями сложилось иск-во кельтов (галлов), создавших ряд высоких стилей в ювелирном иск-ве (см. также Латен), в т. ч. с использованием эмалей; одной из вершин воен. архитектуры древности являются т. н. галльские стены ряда оппидов (murus gallicus; завоеватель Юлий Цезарь отметил их красоту).
Мавзолей (2-я пол. 1 в. до н.э.) и триумфальная арка (1-я пол. 1 в. н.э.) в Сен-Реми.Развитие античного иск-ва непосредственно на землях Ф. связано с возникновением на средиземноморском побережье др.-греч. колоний (Массалия не позднее 6 в. до н. э. и др.), установлением рим. господства на юге (к 120-м гг.) и в ходе войн Юлия Цезаря (58–51 до н. э.) на всей территории Ф. В образованных рим. провинциях сложилось галло-римское иск-во: строились каменные храмы (Ним), театры (Оранж), триумфальные арки (Оранж, Карпантра), трофеи (Ла-Тюрби), гробницы (Сен-Реми), акведуки (Ним), амфитеатры (Арль, Ним), виллы, изготовлялись скульптуры, саркофаги, рельефы, мозаики, произведения ювелирного, косторезного иск-ва, стеклоделия и др.; в изобразит. иск-ве, орнаментах и др. элементы общеримских стилей (особенно в Сев. Галлии и сельских местностях) сочетались с местными чертами, идущими от кельт. традиции.
На основе позднеантичных традиций (связанных с Церковью, сохранением части ремесленников, внешнеполитич. контактами и др.) и культур вторгавшихся или переселяемых группировок саксов, алеманнов, вестготов, бургундов и др., среди которых особенно значимы франки, к сер. 6 в. н. э. захватившие почти всю территорию Ф., сформировалось ср.-век. иск-во (миниатюра книжная, произведения декоративно-прикладного иск-ва, в т. ч. в стиле клуазоне, и др.). В период «Каролингского возрождения» возведены мн. комплексы резиденций и монастырей (не сохр.), выполнены замечат. образцы резьбы по кости и книжной миниатюры.
Традиции каролингского иск-ва, монастырские реформы и возникновение практики почитания реликвий и паломничества стали базой для сложения романского стиля (2-я пол. 10 – 12 вв.). В этот период сформировался ср.-век. франц. город с нерегулярной застройкой и узкими улицами, а также тип 2–3-этажного дома с открытыми аркадами для лавок и мастерских в 1-м этаже и жилыми помещениями во 2-м (дома в Клюни, ок. 12 в.). Жильём феодала становится замок (Каркасон, Шато-Гайар и др.). Ведущую роль в романской архитектуре играло строительство гор. соборов и монастырских церквей; преобладающим типом были базилики в форме лат. креста с высокими, перекрытыми полуциркульными и крестовыми сводами центр. нефами, с развитым хором с венцом капелл, 2 башнями, фланкирующими зап. фасад, и мощной световой башней над средокрестием (см. в ст. Клюни). В «паломнических» базиликах над боковыми нефами размещались галереи-эмпоры (ц. Сен-Сернен в Тулузе, в осн. до 1096). Тип сводчатой многоалтарной базилики лёг в основу мн. местных архит. композиций: обширных, увенчанных рядами куполов на парусах или тромпах церквей в Аквитании (ц. Сен-Пьер в Ангулеме, 1105–23 или 1128), суровых однонефных церквей-крепостей в Лангедоке (собор в Агде, перестроен с 1173), 1–3-нефных церквей с богато украшенными скульптурой порталами в Провансе (ц. Сен-Трофим в Арле), компактных с богатой полихромной кладкой и световой надстройкой над трансептом храмов Оверни (церковь мон. Сен-Нектер, начата в 1080, перестроена в 1146–1178), строгих, геометричных, но украшенных аркатурой, декоративной резьбой и скульптурой церквей Пуату (ц. Нотр-Дам-ла-Гранд в Пуатье, 11 в., фасад – 1120–30-е гг.), скупо декорированных, но перекрытых крестовыми нервюрными сводами храмов Нормандии (ц. Сент-Этьенн в Кане, ок. 1066–81, своды – 1130-е гг.), лишённых декора, имеющих упрощённые планы, но полностью сводчатых ансамблей цистерцианских монастырей (мон. Фонтене, 1127–50).
Романская культовая архитектура была неотделима от монументальной скульптуры, украшавшей капители, тимпаны порталов, иногда покрывавшей всю плоскость фасада (фасад ц. Нотр-Дам-ла-Гранд в Пуатье). Гл. темами тимпанных композиций становятся Страшный Суд и апокалиптич. видения. Склонность к динамичным композициям, плоскостность резьбы предопределили особенности пластич. декора церквей Лангедока (деамбулаторий ц. Сен-Сернен в Тулузе, 1090-е гг.; юж. портал ц. Сен-Пьер в Муасаке, 1115–30), Бургундии (тимпаны соборов в Везле, Отёне). Большая близость к античной традиции сохранилась в Провансе (портал ц. Сен-Трофим в Арле, ок. 1180–1200).
Условность, плоскостность и линеарность и вместе с тем драматич. экспрессивность образов были свойственны романской монументальной живописи (роспись капеллы в Берзе-ла-Виль, до 1122, и свода нефа в ц. Сен-Савен-сюр-Гартамп, рубеж 11–12 вв.) и книжной миниатюре (Лиможский сакраментарий, кон. 11 в.; Библия из Сувиньи, кон. 12 в.). Высокой степенью стилизации изображения, наряду со сложностью иконографич. программ, отличались ювелирные изделия, лиможские эмали, ткани и вышивки этого периода («Ковёр из Байё», ок. 1080, Музей королевы Матильды, Байё).
Фото Н.И. Фроловой Собор Сент-Этьенн в Бурже.1198 – ок. 1280.В сер. 12 в. в городах Центр. Ф. зародилась готика. В этот период разрастались, перестраивались и укреплялись старые города, возникали новые, возведённые обычно на регулярной основе, с прямоугольной сеткой улиц, предельно плотной застройкой, соборной и замкнутой рыночной площадями. Гл. сооружением города стал собор. Типичные франц. готич. соборы – 3–5-нефные базилики с трансептом и полукруговым обходом хора, венцом капелл, высоким и просторным интерьером, перекрытым нервюрными крестовыми сводами на стрельчатых арках, 2-башенным зап. фасадом с 3 перспективными порталами и готич. розой в центре. Произведения раннеготич. зодчества [церковь аббатства Сен-Дени (1137–44), соборы в Сансе (ок. 1140–1168), Лане (после 1155–1225), Парижской Богоматери собор] сохранили массивность стен, сводчатые галереи-эмпоры над боковыми нефами, связанную систему перекрытий с мощными нервюрами, горизонтальность композиционных линий фасадов, тяжёлые 2-пролётные аркбутаны. В переходном памятнике – соборе в Шартре (1194–1260) исчезают эмпоры, их сменяет лёгкий декоративный трифорий, нарастает подчёркнутый вертикализм; обилие скульптуры и декоративных деталей свойственно грандиозным соборам зрелой готики в Реймсе (преим. 1211–1345), Амьене (1220–88), часовне Сент-Шапель в Париже (между 1239 и 1243–48). В кон. 13–14 вв. готич. стиль переживает кризис: архит. членения утрачивают тектонич. смысл, скрываясь за обильным декором; преобладают искривлённые синусоидальные линии пламенеющей готики (ц. Сен-Маклу в Руане, 1437–70, декор до 1517). Замки превратились в богато украшенные внутри дворцы (папский дворец в Авиньоне, 1334–52, работы в интерьерах до 1370-х гг.; замок Пьерфон, 1390–1420). В 15 в. возник тип богатого гор. дома (отеля) с высокой кровлей, большими окнами, лестницей в особой клетке и элементами ренессансного декора (дом Жака Кёра в Бурже, 1443–51).
Статуи Королевского портала собора Нотр-Дам в Шартре. 1145–50. Фото Н.И. ФроловойВ готич. скульптуре Ф. возродился интерес к физич. красоте и чувствам человека, к реальным природным формам как отражению замысла Творца: рельефы и статуи западного (1145–50) и северного (до 1222) порталов собора в Шартре, образ благословляющего Христа на зап. портале собора в Амьене («Благой Господь», ок. 1225), группа «Посещение Марией Елизаветы» на зап. портале собора в Реймсе (сер. 13 в.). С кон. 13 в. в скульптуре появляются манерность и рафинированность, созвучные рыцарской культуре того времени («Золотая Богоматерь» с трюмо юж. портала в Амьене, 1288; статуи зап. фасада собора в Страсбуре). В 14 в. скульптурные ансамбли порталов создавались реже, но в интерьерах появились створчатые скульптурно-живописные заалтарные образы.
В готич. живописи гл. элементом цветового оформления интерьера стал витраж, первоначально интенсивный и звучный по колориту (витражи собора в Шартре, витражи часовни Сент-Шапель в Париже); со 2-й пол. 13 в. преобладала более светлая красочная гамма. Вытесненная витражом фресковая живопись появлялась на стенах дворцов и замков (росписи папского дворца в Авиньоне, 14 – нач. 15 вв.). В готич. миниатюре усилилось стремление к достоверному воспроизведению натуры, расширился круг иллюстрируемых рукописей (псалтири и часословы для домашнего употребления, рыцарские романы, «книги библейских иллюстраций» и др.), обогатилась их тематика. Под влиянием нидерл. и итал. иск-ва появились алтарные образы на дереве и первые портреты. Переход к изображениям реальной среды вместо абстрактных фонов произошёл в творчестве бр. Лимбург. Высоким мастерством, тщательностью отделки отличались изделия готич. декоративно-прикладного иск-ва: мелкая пластика, эмали, шпалеры, резная мебель. Стилизация и эмоциональная экзальтация образов тесно переплетались в позднесредневековом франц. иск-ве с пристрастием к реалистич. деталям (см. в ст. Интернациональная готика).
Мастер из Мулена. «Рождество Христово с предстоящим кардиналом Роленом». Ок. 1480. Музей Ролена (Отён).Во франц. изобразит. иск-ве 15 в. существовало неск. местных школ; наиболее значительной из них была турская, где в сер. 15 в. при королевском дворе сложилась светская в своей основе культура раннего франц. Возрождения (Ж. Фуке). Зачинателем Ренессанса в скульптуре стал М. Коломб. В Провансе работали Н. Фроман, Мастер Благовещения из Экса, А. Картон, Б. д’Эйк и др. мастера, в творчестве которых тесно переплетаются итал. и нидерл. влияния. При Бурбонском дворе создавал произведения художник нидерл. происхождения Мастер из Мулена (Ж. Хея).
Во 2-й пол. 15 в. в результате франц. походов в Италию иск-во Ф. начинает ориентироваться на итал. образцы: в страну ввозятся произведения античного иск-ва и работы совр. итал. мастеров, приглашаются итал. архитекторы, садовники, живописцы (в т. ч. Леонардо да Винчи), формируется стиль франц. Возрождения. В королевских и дворянских замках этого времени готич. конструкция и принцип декора, вертикализм и дробный силуэт сочетались с регулярной планировкой, новыми мотивами ордерной архитектуры: замки Амбуаз, Шато-Гайон (1501–10) и Шато-Бюри (1511–1515, оба – арх. Фра Джованни Джокондо), крыло Франциска I в замке в Блуа и др. замки Луары (́Азе-ле-Ридо, Шенонсо, Шамбор). Гор. дома и особняки получили изысканную отделку фасадов: Бернюи в Тулузе, Ракушки в Орлеане (оба – 1-я пол. 16 в.), отель Буртерульд (1501–32) и Бюро финансов в Руане (1509–40). Причудливое переплетение готич. и ренессансных черт проникает и в церковные постройки: церкви Сент-Эсташ (1532–1633) и Сент-Этьенн-дю-Мон (1494–1624) в Париже.
В правление Франциска I центром худож. жизни стал королевский двор. В перестраивающейся загородной резиденции в Фонтенбло формируются Фонтенбло школы силами мн. приглашённых художников (Россо Фьорентино, Ф. Приматиччо, Никколо дель’Аббате, Б. Челлини, С. Серлио и др.). Помимо приглашённых Франциском I во Ф. знаменитых итал. мастеров появились и многосторонне образованные франц. архитекторы (Н. Башелье, Ф. Делорм, П. Леско, Ж. I А. Дюсерсо), скульпторы (П. Бонтан, Л. Ришье, Ж. Гужон, Ж. Пилон) и живописцы (Ж. Клуэ Младший, Ф. Клуэ, см. в ст. Клуэ; Корнель де Лион, Этьенн и Пьер Дюмустье, и др.).
Фото П.С. Павлинова Дворец Мезон-Лаффит близ Парижа. 1642–49. Архитектор Ф. Мансар.В 17 в. (особенно во 2-й пол. века) с укреплением абсолютизма перед иск-вом была поставлена задача возвеличивания личности и власти монарха. Усилилась гос. регламентация худож. жизни. Были созданы Королевские академии живописи и скульптуры (1648) и архитектуры (1671) и выработан «большой стиль» абсолютной монархии, сочетавший строгую рациональную логику, композиц. сдержанность и уравновешенность классицизма с пространственным размахом. Эти черты особенно ярко проявились в строительстве импозантных гор. и загородных ансамблей, резиденций короля и особняков знати. Париж украсился геометрически правильными, едиными по стилю площадями: Дофина (1607–16), Королевская (ныне Вогезов; 1605–12, арх. Л. Метезо), Побед (1685–86), Людовика Великого (ныне Вандомская; 1686–1720, обе – арх. Ж. Ардуэн-Мансар). В городе были построены регулярные по композиции дворцы в стиле классицизма (дворец Ришельё, ныне Пале-Рояль, 1636, арх. Ж. Лемерсье, перестроен; вост. фасад Лувра, 1667–72, по проекту К. Перро), обществ. сооружения [здание Сорбонны с ц. Св. Урсулы (1635–42, арх. Лемерсье), Дом инвалидов (1671–1676, арх. Л. Брюан; скульптура гл. фасада Г. Кусту, 1732–33, заменена копиями в 1960-х гг.) с собором (1680–1706, арх. Ардуэн-Мансар), арки триумфальные (Сен-Дени, 1672, арх. Н. Ф. Блондель; Сен-Мартен, 1674, арх. П. Бюлле), мосты (Пон-Нёф, 1578–1606) и др. Загородные замки превратились в обширные комплексы дворцовых и служебных зданий с регулярными французскими парками: Во-ле-Виконт (арх. Л. Лево), Версаль (архитекторы Лево, Ардуэн-Мансар; планировка парков обеих резиденций – А. Ленотр). Гор. дворцы и особняки обрели компактность форм и сдержанность пластич. декора: Люксембургский дворец в Париже, Мезон-Лаффит близ Парижа (1642–49, арх. Ф. Мансар).
Ф. де Шампень. «Тройной портрет А.Ж. Ришельё». Ок. 1642. Национальная галерея (Лондон).В живописи и графике 1-й пол. 17 в. ведущая роль принадлежала мастерам местных школ (Лотарингия, Пикардия и др.), в произведениях которых переплелись влияния маньеризма, караваджизма, флам. и голл. иск-ва (Ж. Калло, Валантен, Ж. де Латур, бр. Ленен). Придворная школа живописи на протяжении 1-й четв. 17 в. оставалась консервативной; гл. место в ней занимали мастера 2-й школы Фонтенбло. В 1627–1649 главой офиц. направления в живописи был С. Вуэ. Проницательность характеристик присуща портретам Ф. де Шампеня. Ведущее положение в живописи 2-й трети 17 в. занял классицизм (Н. Пуссен, К. Лоррен). С сер. 17 в. подлинным диктатором худож. жизни Ф. и законодателем «большого стиля» стал Ш. Лебрен, руководивший работами по украшению дворцов Парижа и Версаля. Во 2-й пол. 17 в. (отчасти под влиянием Шампеня) сложился новый тип репрезентативного портрета, в котором модель окружалась ореолом пышности и блеска (Г. Риго, Н. де Ларжильер). Совершенства достигла портретная и репродукционная гравюра (Р. Нантёй, Ж. Одран, Ж. Эделинк). В границах «большого стиля» развивалась и скульптура (преим. декоративная и портретная), где сочетались классицистич. (Ф. Жирардон, А. Куазевокс) и барочные (П. Пюже) тенденции. Богатством и парадностью отличались также изделия декоративно-прикладного иск-ва (инкрустированная мебель А. Ш. Буля и др.).
В 1-й пол. 18 в. наметился распад «большого стиля». Важную роль приобрело строительство и оформление лёгких и изысканных дворянских особняков (отелей), преим. сохранивших классич. строгость наружного облика, но получивших оформление интерьера в стиле рококо (отель Субиз в Париже, 1735–39, арх. интерьеров Г. Ж. Бофран). В градостроит. практике 1-й пол. – сер. 18 в. развивались принципы парадной планировки (регулярная сеть улиц и площадей в Бордо, особенно пл. Биржи, с 1728, арх. Ж. Габриель Старший; ансамбль из 3 площадей в Нанси, 1752–61, арх. Э. Эре де Корни; пл. Людовика XV, ныне пл. Согласия, в Париже, 1755–76, арх. Ж. А. Габриель). В изобразит. иск-ве произведения А. Ватто отчасти послужили основой для рококо как стилевого направления, сложившегося в 1720–30-е гг. (Ф. Буше, К. Ванлоо, Н. Ланкре, Ж. О. Фрагонар). В скульптуре 1-й пол. 18 в. наряду с традициями монументальной дворцовой школы Версаля (Г. Кусту, Э. Бушардон) также расцвела рокайльная декоративная пластика (Ж. Б. Лемуан и др.). Во 2-й трети 18 в. во Ф. распространяется частный, в т. ч. и выполненный в технике пастели, портрет (М. К. де Латур, Ж. Б. Перронно). Пристальное изучение натуры характерно для Ж. Б. С. Шардена; интерес к фиксации окружающего мира ощутим в натурных зарисовках сцен парижской жизни Г. де Сент-Обена. В сер. 18 в. выдвинутое просветителями требование обществ. активности иск-ва как средства воспитания нравов привело к появлению сентиментально-нравоучит. направления (Ж. Б. Грёз). Возросший интерес к природе стимулировал развитие пейзажной живописи (К. Ж. Верне, Л. Г. Моро Старший, Ю. Робер).
Во 2-й пол. 18 в. под влиянием идей Просвещения в иск-ве Ф. доминирует стиль классицизм (в архитектуре – ц. Св. Женевьевы, с 1791 Пантеон, в Париже, 1757–90, арх. Ж. Ж. Суфло; Малый Трианон в Версале, 1762–64, Воен. школа в Париже, 1753–73, арх. Ж. А. Габриель; Большой театр в Бордо, 1773–80, арх. В. Луи; в скульптуре – Ж. Б. Пигаль, Э. М. Фальконе, Ж. А. Гудон; в живописи – Ж. Л. Давид). В период Французской революции 18 в. широко распространились политич. лубок и карикатура, агитац. фарфор, худож.-архит. оформление массовых праздников. В кон. 18 в. были предприняты утопич. попытки создать новую архитектуру (фантастич. проекты Э. Л. Булле, К. Н. Леду).
Обществ. сооружения наполеоновской Ф. носили парадный, триумфальный характер, присущий стилю ампир (Вандомская колонна, 1806–10, архитекторы Ж. Б. Лепер, Ж. Гондуэн; ц. Сент-Мадлен, 1806–42, архитекторы П. А. Виньон, Ж. Ж. М. Юве; обе – в Париже). Существенную роль стали приобретать строго функциональные постройки утилитарного назначения. В сер. 19 в. крупные градостроит. работы проводились в Париже (преим. под рук. префекта деп-та Сена Ж. Э. Османа), в кон. 19 – нач. 20 вв. частичной реконструкции подверглись Амьен, Нант, Орлеан, Тулуза и др. города. Во 2-й пол. 19 в. строительство велось в духе эклектизма (здание Парижской оперы, 1861–75, арх. Ш. Гарнье; базилика Сакре-Кёр, 1875–1919, арх. П. Абади; оба – в Париже). В рамках эклектизма и историч. стилей возникло новое рационалистич. понимание архит. конструкций (Э. Э. Виолле-ле-Дюк, А. Лабруст); появились новые типы обществ. и технич. сооружений – крытые рынки, универмаги, пассажи, вокзалы, библиотеки, элеваторы, депо и др.: б-ка Сент-Женевьев (1844–51), Нац. б-ка (1854–75; обе – арх. Лабруст), Эйфелева башня (1887–89, сотрудники бюро А. Г. Эйфеля – инженеры М. Кёклен, Э. Нугье, арх. С. Совестр; все сооружения – в Париже) и др. На рубеже 19–20 вв. активно развивался стиль модерн (станции парижского метро, ок. 1900; дом Кастель-Беранже в Париже, 1895–98; все – арх. Э. Гимар). С 1860-х гг. стал применяться железобетон.
В изобразит. иск-ве к нач. 19 в. в официальной школе господствует академизм (П. Н. Герен, Ф. Жерар). В духе классицизма работали Ж. О. Д. Энгр, А. Л. Жироде-Триозон, П. П. Прюдон. Патетич. героика ранних работ А. Ж. Гро сменилась идеализиров. образами Наполеона I. В период Реставрации и Июльской монархии в противоборстве с классицизмом сложилось худож. движение романтизма (Т. Жерико, Э. Делакруа). В скульптуре принципы романтизма наиболее ярко выражены в «Марсельезе» Ф. Рюда, портретах П. Ж. Давида д’Анже, анималистич. произведениях А. Л. Бари. К кон. 1830-х гг. произошло дальнейшее размежевание худож. направлений. Развилось салонное искусство (Т. Кутюр и др.). Романтические эффекты преобладали в полотнах Э. Ж. О. Верне, П. Делароша и Э. Мейссонье. Существенный вклад в развитие пейзажной живописи в условиях работы на пленэре внесли мастера барбизонской школы (Т. Руссо, Ж. Дюпре, Н. Диаз, Ш. Ф. Добиньи, К. Труайон). Реализм как худож. направление представлен во Ф. творчеством Г. Курбе, Ж. Ф. Милле, О. Домье. В 1860-е гг. в центре худож. жизни страны оказались реалистич. искания Э. Мане, отразившего в своём творчестве разл. стороны совр. жизни. Эти черты сблизили иск-во Мане с импрессионизмом (К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро, А. Сислей и др.). Скульптура 1850–60-х гг. представлена произведениями Ж. Б. Карпо, Э. Ж. Далу, Домье. Самой яркой фигурой в скульптуре Ф. последней четв. 19 в. стал О. Роден. К сер. 1880-х гг. в творчестве ряда мастеров наблюдалось стремление изменить принципы импрессионизма или преодолеть его ограничения. Осн. направления живописи кон. 19 – нач. 20 вв. получили условное собирательное обозначение постимпрессионизм (неоимпрессионизм); см. также творчество Ж. Сёра, П. Синьяка, В. Ван Гога, П. Сезанна, П. Гогена, А. Тулуз-Лотрека. Разл. варианты символизма (П. Пюви де Шаванн, Г. Моро, О. Редон, М. Дени) повлияли на сложение стиля модерн (группа «Наби» в изобразит. иск-ве; Э. Галле и Р. Лалик в декоративно-прикладном иск-ве). Одновременно во Ф. развивается иск-во реалистич. направления (Ж. Бастьен-Лепаж, Л. Лермит, Ж. Ф. Раффаэлли), политич. графики (Т. Стейнлен) и карикатуры (Ж. Л. Форен). В центре худож. жизни Ф. находились тесно сотрудничавшие с художниками коллекционеры и арт-дилеры (А. Воллар, П. Дюран-Рюэль).
Здание Парижской филармонии. 2015. Архитектор Ж. Нувель. Фото Н.И. ФроловойГрадостроит. проекты арх. Т. Гарнье нач. 20 в. заложили основу для градостроительства модернизма (принцип функционального зонирования и др.). В постройках О. Перре были эстетически осмыслены технич. возможности железобетона, инж. Э. Фрейсине создавал большепролётные сооружения из этого материала. На франц. архитектуру модернизма повлияли А. Лоз, группа «Де Стейл», футуризм, кубизм и др.; в 1920–30-е гг. в русле современного движения работали Ле Корбюзье, А. Люрса, Ж. Пруве, П. Шаро и др. Однако преобладали постройки в стиле ар деко (дворец Шайо в Париже, 1935–37, арх. Л. Азем и др.), которые перестали возводиться лишь в 1950-е гг. Объединил элементы ар деко и совр. движения в своём творчестве Р. Малле-Стевенс. После 2-й мировой войны важнейшей задачей стало восстановление разрушенных городов (реконструкция приморского района Гавра по проекту Перре, Старого порта Марселя по проекту Ф. Пуйона, и мн. др.). В cер. 1950-х – сер. 1970-х гг. преим. на окраинах крупных городов развернулось массовое жилое строительство по градостроит. принципам модернизма: создавались комплексы, свободно скомпонованные из среднеэтажных и башенных домов (т. н. большие ансамбли: Мурене в деп-те Атлантические Пиренеи, 1958–60, арх. Р. Кулон, и мн. др.), пром. посёлки (Вер близ Сент-Этьена, с 1953, архитекторы А. Сив, М. Ру). Делались попытки смягчить регулярность при помощи криволинейных форм и яркого колорита (жилые комплексы арх. Э. Айо). Значит. влияние на творчество архитекторов разных стран, в т. ч. на формирование брутализма, оказали работы Ле Корбюзье 1960-х гг. Выразительность присуща мн. мемориальным сооружениям (Мемориал депортированным в нацистские концлагеря на о. Сите в Париже, 1962, арх. Ж. А. Пенгюссон). Среди мастеров послевоенного периода – Б. Зерфюсс, К. Паран, среди представителей эксперим. архитектуры 2-й пол. 20 в. видное место занимают И. Фридман, Я. Ксенакис. В формах постмодернизма создавали крупные жилые массивы Р. Бофилл и М. Нуньес-Яновский. Значит. влияние на франц. архитектуру оказали реконструкция Лувра и др. «Большие проекты» президента Ф. Миттерана (см. в ст. Париж). В нач. 21 в. работают архитекторы Ж. Нувель, К. де Портзампарк, Д. Перро, Р. Риччотти, О. Декк, М. Готран, архит. бюро «Lacaton & Vassal», «Jakob + MacFarlane», «LAN Architecture», градостроители И. Льон, А. Грюмбаш.
П. Пикассо. «Три балерины». Карандаш. 1919–20. Национальный музей Пикассо (Париж).В 1-й пол. 20 в. Париж был междунар. центром худож. жизни, туда приезжали мн. иностр. художники, творчество которых стало неотъемлемой частью истории франц. иск-ва (П. Пикассо, мастера парижской школы и др.). На рубеже 19–20 вв. возникло направление фовизм во главе с А. Матиссом (А. Марке, Ж. Руо, А. Дерен, М. Вламинк, Р. Дюфи и др.), в 1907 – кубизм (Пикассо, Ж. Брак, Х. Грис), в 1912 – орфизм (Р. Делоне, С. Делоне-Терк). М. Дюшан создавал объекты реди-мейд в русле дадаизма, представителем которого также был Ф. Пикабиа. После 1-й мировой войны возникли пуризм (А. Озанфан, Ле Корбюзье), сюрреализм (С. Дали, Х. Миро, А. Массон, И. Танги). Ф. Леже разрабатывал индустриальные темы и мотивы, порой приближаясь к абстракции. После 1945 в разл. вариациях развивалось иск-во абстракционизма (А. Манесье, П. Сулаж, С. Поляков, Н. де Сталь, Ж. Матьё, И. Кляйн и др.), оп-арта (В. Вазарели), поп-арта, неореализма (А. Фужерон и др.), т. н. мизерабилизма (Б. Бюффе). Ж. Дюбюффе ввёл понятие ар брют. Бальтюс работал в традиционалистском ключе, сближаясь с магическим реализмом. Мастер кинетического искусства, «кибернетического иск-ва» и видео-арта – Н. Шёффер. В 1970-е гг. распространился гиперреализм.
Традиц. линию во франц. скульптуре развивали Э. А. Бурдель, А. Майоль, Ш. Деспио, М. Жимон, Ф. Помпон, Ж. Бернар, в сер. 20 в. – Ф. Сальмон, также работавшая в духе экспрессионизма. Представителями авангардизма были А. Лоран, Ж. Липшиц, О. Цадкин, А. Певзнер. Среди крупнейших мастеров сер. 20 в.: Н. де Сен-Фаль, А. Блок, А. Ж. Адам, Этьенн-Мартен. В кон. 20 – нач. 21 вв. соединяют иск-во скульптуры с элементами живописи, архитектуры, инсталляции Д. Бюрен, Ж. П. Рено (Рейно), К. Болтански. Худож. гобелены создавал Ж. Люрса. Среди крупнейших франц. фотографов 19–20 вв.: Надар, Э. Атже, Р. Л. Демаши, Брассаи, Р. Дуано, А. Картье-Брессон. В 20 в. Ф. заняла ведущее место в сфере дизайна одежды (П. Пуаре, Н. Риччи, К. Шанель, К. Диор, Э. Скьяпарелли, М. Вионне, М. Роша, И. Сен-Лоран, П. Карден, Ю. де Живанши, Т. Лапидус, С. Рикель, Кендзо Такада, К. Лагерфельд, Дж. Гальяно, Ж. П. Готье). В 1-й пол. 20 в. дизайном в русле модернизма занимались Ф. Журден, П. Шаро, Ле Корбюзье, Э. Грей, Ш. Перриан, Ж. Пруве, в стиле ар деко – Л. Сю, А. Мар, Ж. Э. Рюльман. В сфере предметного дизайна в нач. 21 в. работают Ф. Старк, Ора Ито, братья Э. и Р. Буруллек и др.