Франция краткая характеристика страны

 

ФРАНЦИЯ, Французская Республика, государство в Европе. Граничит с Бельгией и Люксембургом на северо-востоке, Германией, Швейцарией и Италией на востоке, Испанией на юге. Омывается водами Атлантического океана на западе, пролива Ла-Манш на северо-западе и Средиземного моря на юге. Площадь 547 тыс. кв. км. На территории Франции представлены разнообразные ландшафтно-климатические. Франция - полная информация о стране Франция: язык, история, население, моря и реки Франции, официальная валюта, достопримечательности, площадь, флаг, гимн, - TraveLife.

Конституционные основы, характеристика формы правления

За годы, прошедшие с падения Бастилии в 1789 году, в стране было принято 16 конституций. Ныне действующая конституция 1958 года (17-я конституция со времени Декларации 1789 года) оформила создание во Франции Пятой республики.

Конституция Пятой республики, разработанная под руководством генерала Шарля де Голля, была утверждена на референдуме, проведённом 28 сентября 1958 года на территории самой Франции и в её заморских департаментах, и вступила в силу 4 октября 1958 года.

Основной закон Франции состоит из трёх документов: Декларации прав человека и гражданина 1789 года, принятой во время Великой французской революции; преамбулы конституции 1946 года, принятой во время подъёма демократического движения после Второй мировой войны; конституции 1958 года, в которой есть ссылки на ряд международных актов, в которых участвует Франция (в их числе — договор «О Европейском союзе» 1992 года), в связи с чем некоторые французские юристы включают их в «конституционный блок».

Конституция Франции 1958 года невелика по объёму. Наряду с краткой преамбулой, в ней содержатся 93 статьи, объединённые в 15 разделов (разд. 13 «О сообществе» и 17 «Переходные постановления» отменены в 1995 году).

Конституция 1958 года не содержит положений о социально-экономической структуре общества; в ней почти нет положений о политической системе (кроме статьи о партиях) и о правовом статусе личности.

Отдельные положения социально-экономического характера содержатся в Декларации 1789 года (о собственности, о равном налогообложении с учётом состояния граждан); некоторые экономические, политические и социальные принципы названы в преамбуле конституции 1946 года.

В Декларации 1789 года и в преамбуле конституции 1946 года перечислен также ряд личных прав граждан и социально-экономических прав (свобода слова, презумпция невиновности, равенство перед законом, право на образование, здравоохранение и др.).

Конституция 1958 года в основном регулирует взаимоотношения органов государства.

Она провозглашает принцип национального суверенитета, который осуществляется народом через его представителей и на референдуме, а также создание Французского Сообщества на базе свободного самоопределения народов колоний (Сообщество фактически прекратило своё существование уже в 1960-х годах, а юридически было ликвидировано конституционной реформой в 1995 году). Конституция 1958 года подтвердила девиз республики времён первой революции конца XVIII века: «Свобода, Равенство, Братство»; она провозгласила принцип республики: «Правление народа, по воле народа и для народа» (эта формулировка впервые официально была провозглашена в США в XIX веке); определила основные условия создания политических партий и их роль; провозгласила, что республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра. В конституции определено соотношение внутреннего и международного права: договоры и соглашения, ратифицированные Францией, имеют приоритет над внутренним законодательством при условии взаимности.

Источник:

Язык и религия.

Все жители Франции говорят по-французски. В западной Бретани ок. 1250 тыс. бретонцев пользуются бретонским языком, относящимся к кельтской группе, в Пиренеях ок. 200 тыс. басков говорят на баскском, а ок. 250 тыс. каталонцев – на каталанском. На диалекте итальянского – корсиканском языке – говорят 250 тыс. корсиканцев на о.Корсика. На северо-востоке страны в Эльзасе и некоторых районах Лотарингии ок. 1 млн. человек говорят на диалекте немецкого языка, а почти 150 тыс. человек в районе Дюнкерка – на фламандском языке.

Католицизм исповедуют 4/5 населения страны, 1/4 населения регулярно посещает церковь. Около 12% населения, в том числе свыше 1/3 проживающих в Парижской городской агломерации, считают себя атеистами. Мусульмане (в основном мигранты из Алжира, Марокко, Туниса, Сенегала, Мали и Мавритании) составляют 3% населения. Около 2% населения исповедуют протестантизм и 1% – иудаизм.

Географическое положение Франции

Если искать Францию на карте, то важно знать, что это государство в Западной части Европы, которое имеет материковое расположение. Хотя у Франции и есть в составе заморские и зависимые территории, основная часть страны все же расположена на материке.

Франция: общие географические сведения

Общая площадь данного государства составляет 551 500 квадратных километров. Морские резервы Франции равняются 5 870 квадратным километрам. Большую часть страны занимает суша.

В Средиземном море французам принадлежит Корсика. Государство имеет границы с Италией, Испанией, Бельгией, Монако, Германией, Швейцарией и Андоррой. Граничит оно и с небольшим государством Люксембург.

По воде при помощи туннеля под Ла-Маншем французские территории соединяются с Великобританией.

В Западной Европе Франция считается самым большим по площади государством.

У данной страны есть и сухопутные и морские рубежи. Изнутри страна также обладает четким административным делением.

Внутреннее разделение Франции

Внутри своих границ Франция разделяется на 22 области. Основные территории страны поделены на следующие составляющие:

  • Гваделупа;
  • Гайана;
  • Мартиника;
  • Реюньона.

Так французы провели внутренние рубежи Центральной Франции. На севере государства преобладают равнины. Юра, Вогезы, а также Альпы являются главными горными массивами страны. Чуть ниже по высоте считаются Пиренеи. Эти горные цепочки формируют восточную часть Франции.

В западной части французских территорий много рек и озер. Там находятся такие реки, как Сена, Уза, Иоанна и Марна. Рейн и Сона протекают на севере государства. Омывается Франция двумя морями: Северным и Средиземным.

Через Ла-Манш у французов есть доступ к Атлантике. Примерно 2 миллиона граждан страны живет на островах, принадлежащих Франции.

К заморским территориальным активам французского государства можно причислить такие острова, как Корсика, Майотта, Бора-Бора и острова поменьше.

Читайте также: Кто такой андрей боголюбский, кто он его краткая биография и портрет, события

Знаменитый остров-курорт Гаити также принадлежит Франции. Образованные люди знают, что столицей этого государства является Париж, который в своем территориальном делении подразделяется на несколько округов.

Французские провинции, не так густонаселены, как центральная часть государства, зато имеют большое количество виноградников и полей с травяными и злаковыми культурами.

В 22 французских регионах присутствуют 96 департаментов. Такое большое количество населенных мест объясняется просто – 70% территорий Франции являются равнинными.

В географическом смысле Франция имеет очень удачное расположение. Благодаря ее территориям, французы могут без труда строить международные связи с другими государствами, а также вести с ними торговые дела.

Во Франции преобладает умеренный континентальный и умеренный морской климат, что считается благоприятным для развития сельского хозяйства.

Источник:

Фото 1

Этнический состав.

На территории Франции обнаружены многочисленные следы пребывания первобытных людей. Самые древние из них, относящиеся к эпохе мустье (средний палеолит), имеют возраст свыше 100 тыс. лет (пещера Фонтешевад близ Ангулема в предгорьях Центрального Французского массива, грот Монморен в предгорьях Пиренеев и др.). Большое число остатков людей неандертальского типа найдено в пещерах Дордони и других районов Франции; они датируются первой половиной позднеплейстоценового оледенения. Не менее многочисленны следы пребывания кроманьонских людей, наиболее близких к современному виду Homo sapiens; такие местонахождения изучались в Дордони, Шаранте, Тарне и других районах. К этой эпохе относятся замечательные наскальные изображения в пещерах Южной Франции, датируемые мадленом (10–12 тыс. лет назад).

В историческое время Франция неоднократно была ареной миграций разных народов, в результате смешения этих разнородных элементов сформировалось современное население страны. Тем не менее различают три расовые группы: средиземноморскую (южноевропейскую), центральноевропейскую (альпийскую) и североевропейскую (балтийскую). Средиземноморская группа характеризуется невысоким ростом и хрупким телосложением, темными волосами, карими глазами и овальным лицом. Центральноевропейская общность характерна в основном для района Центрального Французского массива и отличается невысоким ростом, коренастым телосложением, русыми волосами. Основные признаки североевропейской группы – высокий рост, мускулистое телосложение, светлые волосы, белая кожа и голубые или серые глаза.

Архитектура и изобразительное искусство

На тер­ри­то­рии Ф. (гл. обр. на юго-за­па­де) рас­по­ла­гал­ся один из гл. цен­тров па­лео­ли­тич. пер­во­быт­но­го ис­кус­ст­ва (Шо­ве, Ла-Мут, Лас­ко, Ком­ба­рель, Фон-де-Гом, Трёх Брать­ев пе­ще­ра, Ньо и др.). К вы­даю­щим­ся про­из­ве­де­ни­ям иск-ва не­оли­та – эне­о­ли­та от­но­сят­ся ме­га­ли­ты, в т. ч. ком­плек­сы (Кар­нак и др.; см. так­же в ст. Ме­га­ли­ти­че­ские куль­ту­ры). В брон­зо­вом ве­ке ору­жие слож­ных форм, ук­ра­ше­ния из брон­зы, зо­ло­та свя­за­ны с тра­ди­ция­ми Ев­ро­пей­ской ме­тал­лур­ги­че­ской про­вин­ции, по­лу­чив­ши­ми раз­ви­тие в иск-ве эпо­хи Галь­штат (Викс и др.). На этой ос­но­ве под гре­ко-рим. и др. влия­ния­ми сло­жи­лось иск-во кель­тов (гал­лов), со­здав­ших ряд вы­со­ких сти­лей в юве­лир­ном иск-ве (см. так­же Ла­тен), в т. ч. с ис­поль­зо­ва­ни­ем эма­лей; од­ной из вер­шин во­ен. ар­хи­тек­ту­ры древ­но­сти яв­ля­ют­ся т. н. галль­ские сте­ны ря­да оп­пи­дов (murus gallicus; за­вое­ва­тель Юлий Це­зарь от­ме­тил их кра­со­ту).

Мавзолей (2-я пол. 1 в. до н.э.) и триумфальная арка (1-я пол. 1 в. н.э.) в Сен-Реми.

Раз­ви­тие ан­тич­но­го иск-ва не­по­сред­ст­вен­но на зем­лях Ф. свя­за­но с воз­никно­ве­ни­ем на сре­ди­зем­но­мор­ском по­бе­ре­жье др.-греч. ко­ло­ний (Мас­са­лия не позд­нее 6 в. до н. э. и др.), ус­та­нов­ле­ни­ем рим. гос­под­ства на юге (к 120-м гг.) и в хо­де войн Юлия Це­за­ря (58–51 до н. э.) на всей тер­ри­то­рии Ф. В об­ра­зо­ван­ных рим. про­вин­ци­ях сло­жи­лось гал­ло-рим­ское иск-во: строи­лись ка­мен­ные хра­мы (Ним), те­ат­ры (Оранж), три­ум­фаль­ные ар­ки (Оранж, Кар­пан­тра), тро­феи (Ла-Тюр­би), гроб­ни­цы (Сен-Ре­ми), ак­ве­ду­ки (Ним), ам­фи­те­ат­ры (Арль, Ним), вил­лы, из­го­тов­ля­лись скульп­ту­ры, сар­ко­фа­ги, рель­е­фы, мо­заи­ки, про­из­ве­де­ния юве­лир­но­го, кос­то­рез­но­го иск-ва, стек­ло­де­лия и др.; в изо­бра­зит. иск-ве, ор­на­мен­тах и др. эле­мен­ты об­ще­рим­ских сти­лей (осо­бен­но в Сев. Гал­лии и сель­ских ме­ст­но­стях) со­че­та­лись с ме­ст­ны­ми чер­та­ми, иду­щи­ми от кельт. тра­ди­ции.

На ос­но­ве позд­не­ан­тич­ных тра­ди­ций (свя­зан­ных с Цер­ко­вью, со­хра­не­ни­ем час­ти ре­мес­лен­ни­ков, внеш­не­по­ли­тич. кон­так­та­ми и др.) и куль­тур втор­гав­ших­ся или пе­ре­се­ляе­мых груп­пи­ро­вок сак­сов, але­ман­нов, вест­го­тов, бур­гун­дов и др., сре­ди ко­то­рых осо­бен­но зна­чи­мы фран­ки, к сер. 6 в. н. э. за­хва­тив­шие поч­ти всю тер­ри­то­рию Ф., сфор­ми­ро­ва­лось ср.-век. иск-во (ми­ниа­тю­ра книж­ная, про­из­ве­де­ния де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го иск-ва, в т. ч. в сти­ле клуа­зо­не, и др.). В пе­ри­од «Ка­ро­линг­ско­го воз­ро­ж­де­ния» воз­ве­де­ны мн. ком­плек­сы ре­зи­ден­ций и мо­на­сты­рей (не сохр.), вы­пол­не­ны за­ме­чат. об­раз­цы резь­бы по кос­ти и книж­ной ми­ниа­тю­ры.

Тра­ди­ции ка­ро­линг­ско­го иск-ва, мо­на­стыр­ские ре­фор­мы и воз­ник­но­ве­ние прак­ти­ки по­чи­та­ния ре­ли­к­вий и па­лом­ни­че­ст­ва ста­ли ба­зой для сло­же­ния ро­ман­ско­го сти­ля (2-я пол. 10 – 12 вв.). В этот пе­ри­од сфор­ми­ро­вал­ся ср.-век. франц. го­род с не­ре­гу­ляр­ной за­строй­кой и уз­ки­ми ули­ца­ми, а так­же тип 2–3-этаж­но­го до­ма с от­кры­ты­ми ар­ка­да­ми для ла­вок и мас­тер­ских в 1-м эта­же и жи­лы­ми по­ме­ще­ния­ми во 2-м (до­ма в Клю­ни, ок. 12 в.). Жиль­ём фео­да­ла ста­но­вит­ся за­мок (Кар­ка­сон, Ша­то-Гай­ар и др.). Ве­ду­щую роль в ро­ман­ской ар­хи­тек­ту­ре иг­ра­ло строи­тель­ст­во гор. со­бо­ров и мо­на­стыр­ских церк­вей; пре­об­ла­даю­щим ти­пом бы­ли ба­зи­ли­ки в фор­ме лат. кре­ста с вы­со­ки­ми, пе­ре­кры­ты­ми по­лу­цир­куль­ны­ми и кре­сто­вы­ми сво­да­ми центр. не­фа­ми, с раз­ви­тым хо­ром с вен­цом ка­пелл, 2 баш­ня­ми, флан­ки­рую­щи­ми зап. фа­сад, и мощ­ной све­то­вой баш­ней над сре­док­ре­сти­ем (см. в ст. Клю­ни). В «па­лом­ни­че­ских» ба­зили­ках над бо­ко­вы­ми не­фа­ми раз­ме­ща­лись га­ле­реи-эм­по­ры (ц. Сен-Сер­нен в Ту­лу­зе, в осн. до 1096). Тип свод­ча­той мно­го­ал­тар­ной ба­зи­ли­ки лёг в ос­но­ву мн. мест­ных ар­хит. ком­по­зи­ций: об­шир­ных, увен­чан­ных ря­да­ми ку­по­лов на па­ру­сах или тром­пах церк­вей в Ак­ви­та­нии (ц. Сен-Пьер в Ан­гу­ле­ме, 1105–23 или 1128), су­ро­вых од­но­не­фных церк­вей-кре­по­стей в Лан­ге­до­ке (со­бор в Агде, пе­ре­ст­ро­ен с 1173), 1–3-не­фных церк­вей с бо­га­то ук­ра­шен­ны­ми скульп­ту­рой пор­та­ла­ми в Про­ван­се (ц. Сен-Тро­фим в Ар­ле), ком­пакт­ных с бо­га­той по­ли­хром­ной клад­кой и све­то­вой над­строй­кой над тран­сеп­том хра­мов Овер­ни (цер­ковь мон. Сен-Нек­тер, на­ча­та в 1080, пе­ре­ст­ро­ена в 1146–1178), стро­гих, гео­мет­рич­ных, но ук­ра­шен­ных ар­ка­ту­рой, де­ко­ра­тив­ной резь­бой и скульп­ту­рой церк­вей Пуа­ту (ц. Нотр-Дам-ла-Гранд в Пу­а­тье, 11 в., фа­сад – 1120–30-е гг.), ску­по де­ко­ри­ро­ван­ных, но пе­ре­кры­тых кре­сто­вы­ми нер­вюр­ны­ми сво­да­ми хра­мов Нор­ман­дии (ц. Сент-Эть­енн в Ка­не, ок. 1066–81, сво­ды – 1130-е гг.), ли­шён­ных де­ко­ра, имею­щих уп­ро­щён­ные пла­ны, но пол­но­стью свод­ча­тых ан­самб­лей цис­тер­циан­ских мо­на­сты­рей (мон. Фон­те­не, 1127–50).

Ро­ман­ская куль­то­вая ар­хи­тек­ту­ра бы­ла не­от­де­ли­ма от мо­ну­мен­таль­ной скульп­ту­ры, ук­ра­шав­шей ка­пи­те­ли, тим­па­ны пор­та­лов, ино­гда по­кры­вав­шей всю плос­кость фа­са­да (фа­сад ц. Нотр-Дам-ла-Гранд в Пу­а­тье). Гл. те­ма­ми тим­пан­ных ком­по­зи­ций ста­но­вят­ся Страш­ный Суд и апо­ка­лип­тич. ви­де­ния. Склон­ность к ди­на­мич­ным ком­по­зи­ци­ям, пло­ско­ст­ность резь­бы пре­до­пре­де­ли­ли осо­бен­но­сти пла­стич. де­ко­ра церк­вей Лан­ге­до­ка (де­ам­бу­ла­то­рий ц. Сен-Сер­нен в Ту­лу­зе, 1090-е гг.; юж. пор­тал ц. Сен-Пьер в Муа­са­ке, 1115–30), Бур­гун­дии (тим­па­ны со­бо­ров в Вез­ле, Отё­не). Боль­шая бли­зость к ан­тич­ной тра­ди­ции со­хра­ни­лась в Про­ван­се (пор­тал ц. Сен-Тро­фим в Ар­ле, ок. 1180–1200).

Ус­лов­ность, пло­ско­ст­ность и ли­не­арность и вме­сте с тем дра­ма­тич. экс­прес­сив­ность об­ра­зов бы­ли свой­ст­вен­ны ро­ман­ской мо­ну­мен­таль­ной жи­во­пи­си (рос­пись ка­пел­лы в Бер­зе-ла-Виль, до 1122, и сво­да не­фа в ц. Сен-Са­вен-сюр-Гар­тамп, ру­беж 11–12 вв.) и книж­ной ми­ниа­тю­ре (Ли­мож­ский са­кра­мен­та­рий, кон. 11 в.; Биб­лия из Су­ви­ньи, кон. 12 в.). Вы­со­кой сте­пе­нью сти­ли­за­ции изо­бра­же­ния, на­ря­ду со слож­но­стью ико­но­гра­фич. про­грамм, от­ли­ча­лись юве­лир­ные из­де­лия, ли­мож­ские эма­ли, тка­ни и вы­шив­ки это­го пе­рио­да («Ко­вёр из Байё», ок. 1080, Му­зей ко­ро­ле­вы Ма­тиль­ды, Байё).

Фото Н.И. Фроловой Собор Сент-Этьенн в Бурже.1198 – ок. 1280.

В сер. 12 в. в го­ро­дах Центр. Ф. за­ро­ди­лась го­ти­ка. В этот пе­ри­од раз­рас­та­лись, пе­ре­страи­ва­лись и ук­ре­п­ля­лись ста­рые го­ро­да, воз­ни­ка­ли но­вые, воз­ве­дён­ные обыч­но на ре­гу­ляр­ной ос­но­ве, с пря­мо­уголь­ной сет­кой улиц, пре­дель­но плот­ной за­строй­кой, со­бор­ной и замк­ну­той ры­ноч­ной пло­ща­дя­ми. Гл. со­ору­же­ни­ем го­ро­да стал со­бор. Ти­пич­ные франц. го­тич. со­бо­ры – 3–5-не­фные ба­зи­ли­ки с тран­сеп­том и по­лу­кру­го­вым об­хо­дом хо­ра, вен­цом ка­пелл, вы­со­ким и про­сто­рным ин­терь­е­ром, пе­ре­кры­тым нер­вюр­ны­ми кре­сто­вы­ми сво­да­ми на стрель­ча­тых ар­ках, 2-ба­шен­ным зап. фа­са­дом с 3 пер­спек­тив­ны­ми пор­та­ла­ми и го­тич. ро­зой в цен­тре. Про­из­ве­де­ния ран­не­го­тич. зод­че­ст­ва [цер­ковь аб­бат­ст­ва Сен-Де­ни (1137–44), со­бо­ры в Сан­се (ок. 1140–1168), Ла­не (по­сле 1155–1225), Па­риж­ской Бо­го­ма­те­ри со­бор] со­хра­ни­ли мас­сив­ность стен, свод­ча­тые га­ле­реи-эм­по­ры над бо­ко­вы­ми не­фа­ми, свя­зан­ную сис­те­му пе­ре­кры­тий с мощ­ны­ми нер­вю­ра­ми, го­ри­зон­таль­ность ком­по­зи­ци­он­ных ли­ний фа­са­дов, тя­жё­лые 2-про­лёт­ные арк­бу­та­ны. В пе­ре­ход­ном па­мят­ни­ке – со­бо­ре в Шар­тре (1194–1260) ис­че­за­ют эм­по­ры, их сме­ня­ет лёг­кий де­ко­ра­тив­ный три­фо­рий, на­рас­та­ет под­чёрк­ну­тый вер­ти­ка­лизм; оби­лие скульп­ту­ры и де­ко­ра­тив­ных де­та­лей свой­ст­вен­но гран­ди­оз­ным со­бо­рам зре­лой го­ти­ки в Рейм­се (пре­им. 1211–1345), Амь­е­не (1220–88), ча­сов­не Сент-Ша­пель в Па­ри­же (ме­ж­ду 1239 и 1243–48). В кон. 13–14 вв. го­тич. стиль пе­ре­жи­ва­ет кри­зис: ар­хит. чле­не­ния ут­ра­чи­ва­ют тек­то­нич. смысл, скры­ва­ясь за обиль­ным де­ко­ром; пре­об­ла­да­ют ис­крив­лён­ные си­ну­сои­даль­ные ли­нии пла­ме­нею­щей го­ти­ки (ц. Сен-Мак­лу в Руа­не, 1437–70, де­кор до 1517). Зам­ки пре­вра­ти­лись в бо­га­то ук­ра­шенные внут­ри двор­цы (пап­ский дво­рец в Авинь­о­не, 1334–52, ра­бо­ты в ин­терье­рах до 1370-х гг.; за­мок Пьер­фон, 1390–1420). В 15 в. воз­ник тип бо­га­то­го гор. до­ма (оте­ля) с вы­со­кой кров­лей, боль­ши­ми ок­на­ми, ле­ст­ни­цей в осо­бой клет­ке и эле­мен­та­ми ренес­санс­но­го де­ко­ра (дом Жа­ка Кё­ра в Бур­же, 1443–51).

Статуи Королевского портала собора Нотр-Дам в Шартре. 1145–50. Фото Н.И. Фроловой

В го­тич. скульп­ту­ре Ф. воз­ро­дил­ся ин­те­рес к фи­зич. кра­со­те и чув­ст­вам че­ло­ве­ка, к ре­аль­ным при­род­ным фор­мам как от­ра­же­нию за­мыс­ла Твор­ца: рель­е­фы и ста­туи за­пад­но­го (1145–50) и се­вер­но­го (до 1222) пор­та­лов со­бо­ра в Шар­тре, об­раз бла­го­слов­ляю­ще­го Хри­ста на зап. пор­та­ле со­бо­ра в Амь­е­не («Бла­гой Гос­подь», ок. 1225), груп­па «По­се­ще­ние Ма­ри­ей Ели­за­ве­ты» на зап. пор­та­ле со­бо­ра в Рейм­се (сер. 13 в.). С кон. 13 в. в скульп­ту­ре по­яв­ля­ют­ся ма­нер­ность и ра­фи­ни­ро­ван­ность, со­звуч­ные ры­цар­ской куль­ту­ре то­го вре­ме­ни («Зо­ло­тая Бо­го­ма­терь» с трю­мо юж. пор­та­ла в Амь­е­не, 1288; ста­туи зап. фа­са­да со­бо­ра в Страс­бу­ре). В 14 в. скульп­тур­ные ан­самб­ли пор­та­лов соз­да­ва­лись ре­же, но в ин­терь­е­рах поя­ви­лись створ­ча­тые скульп­тур­но-жи­во­пис­ные за­ал­тар­ные об­ра­зы.

В го­тич. жи­во­пи­си гл. эле­мен­том цве­то­во­го оформ­ле­ния ин­терь­е­ра стал вит­раж, пер­во­на­чаль­но ин­тен­сив­ный и звуч­ный по ко­ло­ри­ту (вит­ра­жи со­бо­ра в Шар­тре, вит­ра­жи ча­сов­ни Сент-Ша­пель в Па­ри­же); со 2-й пол. 13 в. пре­обла­да­ла бо­лее свет­лая кра­соч­ная гам­ма. Вы­тес­нен­ная вит­ра­жом фре­ско­вая жи­во­пись по­яв­ля­лась на сте­нах двор­цов и зам­ков (рос­пи­си пап­ско­го двор­ца в Авинь­о­не, 14 – нач. 15 вв.). В го­тич. ми­ниа­тю­ре уси­ли­лось стрем­ле­ние к до­сто­вер­но­му вос­про­из­ве­де­нию на­ту­ры, рас­ши­рил­ся круг ил­лю­ст­ри­руе­мых ру­ко­пи­сей (псал­ти­ри и ча­со­сло­вы для до­маш­не­го упот­реб­ле­ния, ры­цар­ские ро­ма­ны, «кни­ги биб­лей­ских ил­лю­ст­ра­ций» и др.), обо­га­ти­лась их те­ма­ти­ка. Под влия­ни­ем ни­дерл. и итал. иск-ва поя­ви­лись ал­тар­ные об­ра­зы на де­ре­ве и пер­вые порт­ре­ты. Пе­ре­ход к изо­бра­же­ни­ям ре­аль­ной сре­ды вме­сто аб­ст­ракт­ных фо­нов про­изо­шёл в твор­че­ст­ве бр. Лим­бург. Вы­со­ким мас­тер­ст­вом, тща­тель­но­стью от­дел­ки от­ли­ча­лись из­де­лия го­тич. де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го иск-ва: мел­кая пла­сти­ка, эма­ли, шпа­ле­ры, рез­ная ме­бель. Сти­ли­за­ция и эмо­цио­наль­ная эк­заль­та­ция об­ра­зов тес­но пе­ре­пле­та­лись в позд­нес­ред­не­ве­ко­вом франц. иск-ве с при­стра­сти­ем к реа­ли­стич. де­та­лям (см. в ст. Ин­тер­на­цио­наль­ная го­ти­ка).

Мастер из Мулена. «Рождество Христово с предстоящим кардиналом Роленом». Ок. 1480. Музей Ролена (Отён).

Во франц. изо­бра­зит. иск-ве 15 в. су­ще­ст­во­ва­ло неск. ме­ст­ных школ; наи­более зна­чи­тель­ной из них бы­ла тур­ская, где в сер. 15 в. при ко­ро­лев­ском дво­ре сло­жи­лась свет­ская в сво­ей ос­но­ве куль­ту­ра ран­не­го франц. Воз­ро­ж­де­ния (Ж. Фу­ке). За­чи­на­те­лем Ре­нес­сан­са в скульп­ту­ре стал М. Ко­ломб. В Про­ван­се ра­бо­та­ли Н. Фро­ман, Мас­тер Бла­го­ве­ще­ния из Эк­са, А. Кар­тон, Б. д’Эйк и др. мас­те­ра, в твор­че­ст­ве ко­то­рых тес­но пе­ре­пле­та­ют­ся итал. и ни­дерл. влия­ния. При Бур­бон­ском дво­ре соз­да­вал про­из­ве­де­ния ху­дож­ник ни­дерл. про­ис­хо­ж­де­ния Мас­тер из Му­ле­на (Ж. Хея).

Во 2-й пол. 15 в. в ре­зуль­та­те франц. по­хо­дов в Ита­лию иск-во Ф. на­чи­на­ет ори­ен­ти­ро­вать­ся на итал. об­раз­цы: в стра­ну вво­зят­ся про­из­ве­де­ния ан­тич­но­го иск-ва и ра­бо­ты совр. итал. мас­те­ров, при­гла­ша­ют­ся итал. ар­хи­тек­то­ры, са­дов­ни­ки, жи­во­пис­цы (в т. ч. Ле­о­нар­до да Вин­чи), фор­ми­ру­ет­ся стиль франц. Воз­ро­ж­де­ния. В ко­ро­лев­ских и дво­рян­ских зам­ках это­го вре­ме­ни го­тич. кон­струк­ция и прин­цип де­ко­ра, вер­ти­ка­лизм и дроб­ный си­лу­эт со­че­та­лись с ре­гу­ляр­ной пла­ни­ров­кой, но­вы­ми мо­ти­ва­ми ор­дер­ной ар­хи­тек­ту­ры: зам­ки Ам­бу­аз, Ша­то-Гай­он (1501–10) и Ша­то-Бю­ри (1511–1515, оба – арх. Фра Джо­ван­ни Джо­кон­до), кры­ло Фран­ци­ска I в зам­ке в Блуа и др. зам­ки Луа­ры (́Азе-ле-Ридо, Ше­нон­со, Шам­бор). Гор. до­ма и особ­ня­ки по­лу­чи­ли изы­скан­ную от­дел­ку фа­са­дов: Бер­нюи в Ту­лу­зе, Ра­куш­ки в Ор­леа­не (оба – 1-я пол. 16 в.), отель Бур­те­рульд (1501–32) и Бю­ро фи­нан­сов в Руа­не (1509–40). При­чуд­ли­вое пе­ре­пле­те­ние го­тич. и ре­нес­санс­ных черт про­ни­ка­ет и в цер­ков­ные по­строй­ки: церк­ви Сент-Эс­таш (1532–1633) и Сент-Эть­енн-дю-Мон (1494–1624) в Па­ри­же.

В прав­ле­ние Фран­ци­ска I цен­тром ху­дож. жиз­ни стал ко­ро­лев­ский двор. В пе­ре­страи­ваю­щей­ся за­го­род­ной ре­зи­ден­ции в Фон­тенб­ло фор­ми­ру­ют­ся Фон­тенб­ло шко­лы си­ла­ми мн. при­гла­шён­ных ху­дож­ни­ков (Рос­со Фьо­рен­ти­но, Ф. При­ма­тич­чо, Ник­ко­ло дель’Аб­ба­те, Б. Чел­ли­ни, С. Сер­лио и др.). По­ми­мо при­гла­шён­ных Фран­ци­ском I во Ф. зна­ме­ни­тых итал. мас­те­ров поя­ви­лись и мно­го­сто­рон­не об­ра­зо­ван­ные франц. ар­хи­тек­то­ры (Н. Ба­ше­лье, Ф. Де­лорм, П. Лес­ко, Ж. I А. Дю­сер­со), скульп­то­ры (П. Бон­тан, Л. Ри­шье, Ж. Гу­жон, Ж. Пи­лон) и жи­во­пис­цы (Ж. Клуэ Млад­ший, Ф. Клуэ, см. в ст. Клуэ; Кор­нель де Ли­он, Эть­енн и Пьер Дю­му­стье, и др.).

Фото П.С. Павлинова Дворец Мезон-Лаффит близ Парижа. 1642–49. Архитектор Ф. Мансар.

В 17 в. (осо­бен­но во 2-й пол. ве­ка) с ук­ре­п­ле­ни­ем аб­со­лю­тиз­ма пе­ред иск-вом бы­ла по­став­ле­на за­да­ча воз­ве­ли­чи­ва­ния лич­но­сти и вла­сти мо­нар­ха. Уси­ли­лась гос. рег­ла­мен­та­ция ху­дож. жиз­ни. Бы­ли соз­да­ны Ко­ро­лев­ские ака­де­мии жи­во­пи­си и скульп­ту­ры (1648) и ар­хи­тек­ту­ры (1671) и вы­ра­бо­тан «боль­шой стиль» аб­со­лют­ной мо­нар­хии, со­че­тав­ший стро­гую ра­цио­наль­ную ло­ги­ку, ком­по­зиц. сдер­жан­ность и урав­но­ве­шен­ность клас­си­циз­ма с про­стран­ст­вен­ным раз­ма­хом. Эти чер­ты осо­бен­но яр­ко про­яви­лись в строи­тель­ст­ве им­по­зант­ных гор. и за­го­род­ных ан­самб­лей, ре­зи­ден­ций ко­ро­ля и особ­ня­ков зна­ти. Па­риж ук­ра­сил­ся гео­мет­ри­че­ски пра­виль­ны­ми, еди­ны­ми по сти­лю пло­ща­дями: До­фи­на (1607–16), Ко­ро­лев­ская (ны­не Во­ге­зов; 1605–12, арх. Л. Ме­те­зо), По­бед (1685–86), Лю­до­ви­ка Ве­ли­ко­го (ны­не Ван­дом­ская; 1686–1720, обе – арх. Ж. Ар­ду­эн-Ман­сар). В го­ро­де бы­ли по­строе­ны ре­гу­ляр­ные по ком­по­зи­ции двор­цы в сти­ле клас­си­циз­ма (дво­рец Ри­ше­льё, ны­не Па­ле-Ро­яль, 1636, арх. Ж. Ле­мер­сье, пе­ре­ст­ро­ен; вост. фа­сад Лув­ра, 1667–72, по про­ек­ту К. Пер­ро), об­ществ. со­ору­же­ния [зда­ние Сор­бон­ны с ц. Св. Ур­су­лы (1635–42, арх. Ле­мер­сье), Дом ин­ва­ли­дов (1671–1676, арх. Л. Брю­ан; скульп­ту­ра гл. фа­са­да Г. Кус­ту, 1732–33, за­ме­не­на ко­пия­ми в 1960-х гг.) с со­бо­ром (1680–1706, арх. Ар­ду­эн-Ман­сар), ар­ки три­ум­фаль­ные (Сен-Де­ни, 1672, арх. Н. Ф. Блон­дель; Сен-Мар­тен, 1674, арх. П. Бюл­ле), мос­ты (Пон-Нёф, 1578–1606) и др. За­го­род­ные зам­ки пре­вра­ти­лись в об­шир­ные ком­плек­сы двор­цо­вых и слу­жеб­ных зда­ний с ре­гу­ляр­ны­ми фран­цуз­ски­ми пар­ка­ми: Во-ле-Ви­конт (арх. Л. Ле­во), Вер­саль (ар­хи­тек­то­ры Ле­во, Ар­ду­эн-Ман­сар; пла­ни­ров­ка пар­ков обеих ре­зи­ден­ций – А. Ле­нотр). Гор. двор­цы и особ­ня­ки об­ре­ли ком­пакт­ность форм и сдер­жан­ность пла­стич. де­ко­ра: Люк­сем­бург­ский дво­рец в Па­ри­же, Ме­зон-Лаф­фит близ Па­ри­жа (1642–49, арх. Ф. Ман­сар).

Ф. де Шампень. «Тройной портрет А.Ж. Ришельё». Ок. 1642. Национальная галерея (Лондон).

В жи­во­пи­си и гра­фи­ке 1-й пол. 17 в. ве­ду­щая роль при­над­ле­жа­ла мас­те­рам ме­ст­ных школ (Ло­та­рин­гия, Пи­кар­дия и др.), в про­из­ве­де­ни­ях ко­то­рых пе­ре­пле­лись влия­ния мань­е­риз­ма, ка­ра­вад­жиз­ма, флам. и голл. иск-ва (Ж. Кал­ло, Ва­лан­тен, Ж. де Ла­тур, бр. Ле­нен). При­двор­ная шко­ла жи­во­пи­си на про­тя­же­нии 1-й четв. 17 в. ос­та­ва­лась кон­сер­ва­тив­ной; гл. ме­сто в ней за­ни­ма­ли мас­те­ра 2-й шко­лы Фон­тенб­ло. В 1627–1649 гла­вой офиц. на­прав­ле­ния в жи­во­пи­си был С. Вуэ. Про­ни­ца­тель­ность ха­рак­те­ри­стик при­су­ща порт­ре­там Ф. де Шам­пе­ня. Ве­ду­щее по­ло­же­ние в жи­во­пи­си 2-й тре­ти 17 в. за­нял клас­си­цизм (Н. Пус­сен, К. Лор­рен). С сер. 17 в. под­лин­ным дик­та­то­ром ху­дож. жиз­ни Ф. и за­ко­но­да­те­лем «боль­шо­го сти­ля» стал Ш. Леб­рен, ру­ко­во­див­ший ра­бо­та­ми по ук­ра­ше­нию двор­цов Па­ри­жа и Вер­са­ля. Во 2-й пол. 17 в. (от­час­ти под влия­ни­ем Шам­пе­ня) сло­жил­ся но­вый тип ре­пре­зен­та­тив­но­го порт­ре­та, в ко­то­ром мо­дель ок­ру­жа­лась оре­о­лом пыш­но­сти и бле­ска (Г. Ри­го, Н. де Лар­жиль­ер). Со­вер­шен­ст­ва дос­тиг­ла порт­рет­ная и ре­про­дук­ци­он­ная гра­вю­ра (Р. Нан­тёй, Ж. Од­ран, Ж. Эде­линк). В гра­ни­цах «боль­шо­го сти­ля» раз­ви­ва­лась и скульп­ту­ра (пре­им. де­ко­ра­тив­ная и порт­рет­ная), где со­че­та­лись клас­си­ци­стич. (Ф. Жи­рар­дон, А. Куа­зе­вокс) и ба­роч­ные (П. Пю­же) тен­ден­ции. Бо­гат­ст­вом и па­рад­но­стью от­ли­ча­лись так­же из­де­лия де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го иск-ва (ин­кру­сти­ро­ван­ная ме­бель А. Ш. Бу­ля и др.).

В 1-й пол. 18 в. на­ме­тил­ся рас­пад «боль­шо­го сти­ля». Важ­ную роль при­об­ре­ло строи­тель­ст­во и оформ­ле­ние лёг­ких и изы­скан­ных дво­рян­ских особ­ня­ков (оте­лей), пре­им. со­хра­нив­ших клас­сич. стро­гость на­руж­но­го об­ли­ка, но по­лу­чив­ших оформ­ле­ние ин­терь­е­ра в сти­ле ро­ко­ко (отель Су­биз в Па­ри­же, 1735–39, арх. ин­терь­е­ров Г. Ж. Боф­ран). В гра­до­стро­ит. прак­ти­ке 1-й пол. – сер. 18 в. раз­ви­ва­лись прин­ци­пы па­рад­ной пла­ни­ров­ки (ре­гу­ляр­ная сеть улиц и пло­ща­дей в Бор­до, осо­бен­но пл. Бир­жи, с 1728, арх. Ж. Габ­ри­ель Стар­ший; ан­самбль из 3 пло­ща­дей в Нан­си, 1752–61, арх. Э. Эре де Кор­ни; пл. Лю­до­ви­ка XV, ны­не пл. Со­гла­сия, в Па­ри­же, 1755–76, арх. Ж. А. Габ­ри­ель). В изо­бра­зит. иск-ве про­из­ве­де­ния А. Ват­то от­час­ти по­слу­жи­ли ос­но­вой для ро­ко­ко как сти­ле­во­го на­прав­ле­ния, сло­жив­ше­го­ся в 1720–30-е гг. (Ф. Бу­ше, К. Ван­лоо, Н. Лан­кре, Ж. О. Фра­го­нар). В скульп­ту­ре 1-й пол. 18 в. на­ря­ду с тра­ди­ция­ми мо­ну­мен­таль­ной двор­цо­вой шко­лы Вер­са­ля (Г. Кус­ту, Э. Бу­шар­дон) так­же рас­цве­ла ро­кай­ль­ная де­ко­ра­тив­ная пла­сти­ка (Ж. Б. Ле­му­ан и др.). Во 2-й тре­ти 18 в. во Ф. рас­про­стра­ня­ет­ся ча­ст­ный, в т. ч. и вы­пол­нен­ный в тех­ни­ке пас­те­ли, порт­рет (М. К. де Ла­тур, Ж. Б. Пер­рон­но). При­сталь­ное изу­че­ние на­ту­ры ха­рак­тер­но для Ж. Б. С. Шар­де­на; ин­те­рес к фик­са­ции ок­ру­жаю­ще­го ми­ра ощу­тим в на­тур­ных за­ри­сов­ках сцен па­риж­ской жиз­ни Г. де Сент-Обе­на. В сер. 18 в. вы­дви­ну­тое про­све­ти­те­ля­ми тре­бо­ва­ние об­ществ. ак­тив­но­сти иск-ва как сред­ст­ва вос­пи­та­ния нра­вов при­ве­ло к по­яв­ле­нию сен­ти­мен­таль­но-нра­во­учит. на­прав­ле­ния (Ж. Б. Грёз). Воз­рос­ший ин­те­рес к при­ро­де сти­му­ли­ро­вал раз­ви­тие пей­заж­ной жи­во­пи­си (К. Ж. Вер­не, Л. Г. Мо­ро Стар­ший, Ю. Ро­бер).

Во 2-й пол. 18 в. под влия­ни­ем идей Про­све­ще­ния в иск-ве Ф. до­ми­ни­ру­ет стиль клас­си­цизм (в ар­хи­тек­ту­ре – ц. Св. Же­невь­е­вы, с 1791 Пан­те­он, в Па­ри­же, 1757–90, арх. Ж. Ж. Суф­ло; Ма­лый Три­а­нон в Вер­са­ле, 1762–64, Во­ен. шко­ла в Па­ри­же, 1753–73, арх. Ж. А. Габ­ри­ель; Боль­шой те­атр в Бор­до, 1773–80, арх. В. Луи; в скульп­ту­ре – Ж. Б. Пи­галь, Э. М. Фаль­ко­не, Ж. А. Гу­дон; в жи­во­пи­си – Ж. Л. Да­вид). В пе­ри­од Фран­цуз­ской ре­во­лю­ции 18 в. ши­роко рас­про­стра­ни­лись по­ли­тич. лу­бок и ка­ри­ка­ту­ра, аги­тац. фар­фор, ху­дож.-ар­хит. оформ­ле­ние мас­со­вых празд­ни­ков. В кон. 18 в. бы­ли пред­при­ня­ты уто­пич. по­пыт­ки со­здать но­вую ар­хи­тек­ту­ру (фан­та­стич. про­ек­ты Э. Л. Бул­ле, К. Н. Ле­ду).

Об­ществ. со­ору­же­ния на­по­ле­о­нов­ской Ф. но­си­ли па­рад­ный, три­ум­фаль­ный ха­рак­тер, при­су­щий сти­лю ам­пир (Ван­дом­ская ко­лон­на, 1806–10, архитекторы Ж. Б. Ле­пер, Ж. Гон­ду­эн; ц. Сент-Мад­лен, 1806–42, ар­хи­тек­то­ры П. А. Винь­он, Ж. Ж. М. Юве; обе – в Па­ри­же). Су­ще­ст­вен­ную роль ста­ли при­об­ре­тать стро­го функ­цио­наль­ные по­строй­ки ути­ли­тар­но­го на­зна­че­ния. В сер. 19 в. круп­ные гра­до­стро­ит. ра­бо­ты про­во­ди­лись в Па­ри­же (пре­им. под рук. пре­фек­та деп-та Се­на Ж. Э. Ос­ма­на), в кон. 19 – нач. 20 вв. час­тич­ной ре­кон­ст­рук­ции под­верг­лись Амь­ен, Нант, Ор­ле­ан, Ту­лу­за и др. го­ро­да. Во 2-й пол. 19 в. строи­тель­ст­во ве­лось в ду­хе эк­лек­тиз­ма (зда­ние Па­риж­ской опе­ры, 1861–75, арх. Ш. Гар­нье; ба­зи­ли­ка Сак­ре-Кёр, 1875–1919, арх. П. Аба­ди; оба – в Па­ри­же). В рам­ках эк­лек­тиз­ма и ис­то­рич. сти­лей воз­ник­ло но­вое ра­цио­на­ли­стич. по­ни­ма­ние ар­хит. кон­ст­рук­ций (Э. Э. Ви­ол­ле-ле-Дюк, А. Лаб­руст); поя­ви­лись но­вые ти­пы об­ществ. и тех­нич. со­ору­же­ний – кры­тые рын­ки, уни­вер­ма­ги, пас­са­жи, во­кза­лы, биб­лио­те­ки, эле­ва­то­ры, де­по и др.: б-ка Сент-Же­невь­ев (1844–51), Нац. б-ка (1854–75; обе – арх. Лаб­руст), Эй­фе­ле­ва баш­ня (1887–89, со­труд­ни­ки бю­ро А. Г. Эй­фе­ля – ин­же­не­ры М. Кёк­лен, Э. Ну­гье, арх. С. Со­вестр; все сооружения – в Па­ри­же) и др. На ру­бе­же 19–20 вв. активно развивался стиль мо­дерн (стан­ции па­риж­ско­го мет­ро, ок. 1900; дом Кас­тель-Бе­ран­же в Па­риже, 1895–98; все – арх. Э. Ги­мар). С 1860-х гг. стал при­ме­нять­ся же­ле­зо­бе­тон.

В изо­бра­зит. иск-ве к нач. 19 в. в офи­ци­аль­ной шко­ле гос­под­ству­ет ака­де­мизм (П. Н. Ге­рен, Ф. Же­рар). В ду­хе клас­си­циз­ма ра­бо­та­ли Ж. О. Д. Энгр, А. Л. Жи­ро­де-Трио­зон, П. П. Прю­дон. Па­те­тич. ге­рои­ка ран­них ра­бот А. Ж. Гро сме­ни­лась идеа­ли­зи­ров. об­раз­ами На­по­ле­о­на I. В пе­ри­од Рес­тав­ра­ции и Июль­ской мо­нар­хии в про­ти­во­бор­ст­ве с клас­си­циз­мом сло­жи­лось ху­дож. дви­же­ние ро­ман­тиз­ма (Т. Же­ри­ко, Э. Де­лак­руа). В скульп­ту­ре прин­ци­пы ро­ман­тиз­ма наи­бо­лее яр­ко вы­ра­же­ны в «Мар­сель­е­зе» Ф. Рю­да, порт­ре­тах П. Ж. Да­ви­да д’Анже, ани­ма­ли­стич. про­из­ве­де­ни­ях А. Л. Ба­ри. К кон. 1830-х гг. про­изош­ло даль­ней­шее раз­ме­же­ва­ние ху­дож. на­прав­ле­ний. Раз­ви­лось са­лон­ное ис­кус­ст­во (Т. Ку­тюр и др.). Ро­ман­ти­че­ские эф­фек­ты пре­об­ла­да­ли в по­лот­нах Э. Ж. О. Вер­не, П. Де­ла­ро­ша и Э. Мейс­со­нье. Су­ще­ст­вен­ный вклад в раз­ви­тие пей­заж­ной жи­во­пи­си в ус­ло­ви­ях ра­бо­ты на пле­нэ­ре вне­сли мас­те­ра бар­би­зон­ской шко­лы (Т. Рус­со, Ж. Дю­пре, Н. Ди­аз, Ш. Ф. До­би­ньи, К. Тру­ай­он). Реа­лизм как ху­дож. на­прав­ле­ние пред­став­лен во Ф. твор­че­ст­вом Г. Кур­бе, Ж. Ф. Мил­ле, О. До­мье. В 1860-е гг. в цен­тре ху­дож. жиз­ни стра­ны ока­за­лись реа­ли­стич. ис­ка­ния Э. Ма­не, от­ра­зив­ше­го в сво­ём твор­че­ст­ве разл. сто­ро­ны совр. жиз­ни. Эти чер­ты сбли­зи­ли иск-во Ма­не с им­прес­сио­низ­мом (К. Мо­не, О. Ре­ну­ар, Э. Де­га, К. Пис­сар­ро, А. Сис­лей и др.). Скульп­ту­ра 1850–60-х гг. пред­став­ле­на про­из­ве­де­ния­ми Ж. Б. Кар­по, Э. Ж. Да­лу, До­мье. Са­мой яр­кой фи­гу­рой в скульп­ту­ре Ф. по­след­ней четв. 19 в. стал О. Ро­ден. К сер. 1880-х гг. в твор­че­ст­ве ря­да мас­те­ров на­блю­да­лось стрем­ле­ние из­ме­нить прин­ци­пы им­прес­сио­низ­ма или пре­одо­леть его ог­ра­ни­че­ния. Осн. на­прав­ле­ния жи­во­пи­си кон. 19 – нач. 20 вв. по­лу­чи­ли ус­лов­ное со­би­ра­тель­ное обо­зна­че­ние пост­им­прес­сио­низм (нео­им­прес­сио­низм); см. так­же твор­че­ст­во Ж. Сёра, П. Синь­яка, В. Ван Го­га, П. Се­зан­на, П. Го­ге­на, А. Ту­луз-Лот­ре­ка. Разл. ва­ри­ан­ты сим­во­лиз­ма (П. Пю­ви де Ша­ванн, Г. Мо­ро, О. Ре­дон, М. Де­ни) по­влия­ли на сло­же­ние сти­ля мо­дерн (груп­па «На­би» в изо­бра­зит. иск-ве; Э. Гал­ле и Р. Ла­лик в де­ко­ра­тив­но-при­клад­ном иск-ве). Од­но­вре­мен­но во Ф. раз­ви­ва­ет­ся иск-во реа­ли­стич. на­прав­ле­ния (Ж. Ба­сть­ен-Ле­паж, Л. Лер­мит, Ж. Ф. Раф­фа­эл­ли), по­ли­тич. гра­фи­ки (Т. Стейн­лен) и ка­ри­ка­ту­ры (Ж. Л. Фо­рен). В цен­тре ху­дож. жиз­ни Ф. на­хо­ди­лись тес­но со­труд­ни­чав­шие с ху­дож­ни­ка­ми кол­лек­цио­не­ры и арт-ди­ле­ры (А. Вол­лар, П. Дю­ран-Рю­эль).

Здание Парижской филармонии. 2015. Архитектор Ж. Нувель. Фото Н.И. Фроловой

Гра­до­стро­ит. про­ек­ты арх. Т. Гар­нье нач. 20 в. за­ло­жи­ли ос­но­ву для гра­дострои­тель­ст­ва мо­дер­низ­ма (прин­цип функ­цио­наль­но­го зо­ни­ро­ва­ния и др.). В по­строй­ках О. Пер­ре бы­ли эс­те­ти­че­ски ос­мыс­ле­ны тех­нич. воз­мож­но­сти же­ле­зо­бе­то­на, инж. Э. Фрей­си­не соз­да­вал боль­ше­про­лёт­ные со­ору­же­ния из это­го ма­те­риа­ла. На франц. ар­хи­тек­ту­ру мо­дер­низ­ма по­влия­ли А. Лоз, груп­па «Де Стейл», фу­ту­ризм, ку­бизм и др.; в 1920–30-е гг. в рус­ле со­вре­мен­но­го дви­же­ния ра­бо­та­ли Ле Кор­бю­зье, А. Люр­са, Ж. Пру­ве, П. Ша­ро и др. Од­на­ко пре­об­ла­да­ли по­строй­ки в сти­ле ар де­ко (дво­рец Шайо в Па­ри­же, 1935–37, арх. Л. Азем и др.), ко­то­рые пе­ре­ста­ли воз­во­дить­ся лишь в 1950-е гг. Объ­е­ди­нил эле­мен­ты ар де­ко и совр. дви­же­ния в сво­ём твор­че­ст­ве Р. Мал­ле-Сте­венс. По­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны важ­ней­шей за­да­чей ста­ло вос­ста­нов­ле­ние раз­ру­шен­ных го­ро­дов (ре­кон­ст­рук­ция при­мор­ско­го рай­она Гав­ра по про­ек­ту Пер­ре, Ста­ро­го пор­та Мар­се­ля по про­ек­ту Ф. Пуй­о­на, и мн. др.). В cер. 1950-х – сер. 1970-х гг. пре­им. на ок­раи­нах круп­ных го­ро­дов раз­вер­ну­лось мас­со­вое жи­лое строи­тель­ст­во по гра­до­стро­ит. прин­ци­пам мо­дер­низ­ма: соз­да­ва­лись ком­плек­сы, сво­бод­но ском­по­но­ван­ные из сред­не­этаж­ных и ба­шен­ных до­мов (т. н. боль­шие ан­самб­ли: Му­ре­не в деп-те Ат­лан­ти­че­ские Пи­ре­неи, 1958–60, арх. Р. Ку­лон, и мн. др.), пром. по­сёл­ки (Вер близ Сент-Эть­е­на, с 1953, ар­хи­тек­то­ры А. Сив, М. Ру). Де­ла­лись по­пыт­ки смяг­чить ре­гу­ляр­ность при по­мо­щи кри­во­ли­ней­ных форм и яр­ко­го ко­ло­ри­та (жи­лые ком­плек­сы арх. Э. Айо). Зна­чит. влия­ние на твор­че­ст­во ар­хи­тек­то­ров раз­ных стран, в т. ч. на фор­ми­ро­ва­ние бру­та­лиз­ма, ока­за­ли ра­бо­ты Ле Кор­бю­зье 1960-х гг. Вы­ра­зи­тель­ность при­су­ща мн. ме­мо­ри­аль­ным со­ору­же­ни­ям (Ме­мо­ри­ал де­пор­ти­ро­ван­ным в на­ци­ст­ские конц­ла­ге­ря на о. Си­те в Па­ри­же, 1962, арх. Ж. А. Пен­гюс­сон). Сре­ди мас­те­ров по­сле­во­ен­но­го пе­рио­да – Б. Зер­фюсс, К. Па­ран, сре­ди пред­ста­ви­те­лей экс­пе­рим. ар­хи­тек­ту­ры 2-й пол. 20 в. вид­ное ме­сто за­ни­ма­ют И. Фрид­ман, Я. Ксе­на­кис. В фор­мах по­стмо­дер­низ­ма соз­да­ва­ли круп­ные жи­лые мас­си­вы Р. Бо­филл и М. Ну­ньес-Янов­ский. Зна­чит. влия­ние на франц. ар­хи­тек­ту­ру ока­за­ли ре­кон­ст­рук­ция Лув­ра и др. «Боль­шие про­ек­ты» пре­зи­ден­та Ф. Мит­те­ра­на (см. в ст. Па­риж). В нач. 21 в. ра­бо­та­ют ар­хи­тек­то­ры Ж. Ну­вель, К. де Порт­зам­парк, Д. Пер­ро, Р. Рич­чот­ти, О. Декк, М. Гот­ран, ар­хит. бю­ро «Lacaton & Vassal», «Jakob + MacFarlane», «LAN Architecture», гра­до­строи­те­ли И. Льон, А. Грюм­баш.

П. Пикассо. «Три балерины». Карандаш. 1919–20. Национальный музей Пикассо (Париж).

В 1-й пол. 20 в. Па­риж был ме­ж­ду­нар. цен­тром ху­дож. жиз­ни, ту­да при­ез­жа­ли мн. иностр. ху­дож­ни­ки, твор­че­ст­во ко­то­рых ста­ло не­отъ­ем­ле­мой ча­стью ис­то­рии франц. иск-ва (П. Пи­кас­со, мас­те­ра па­риж­ской шко­лы и др.). На ру­бе­же 19–20 вв. воз­ник­ло на­прав­ле­ние фо­визм во гла­ве с А. Ма­тис­сом (А. Мар­ке, Ж. Руо, А. Де­рен, М. Вла­минк, Р. Дю­фи и др.), в 1907 – ку­бизм (Пи­кас­со, Ж. Брак, Х. Грис), в 1912 – ор­физм (Р. Де­ло­не, С. Де­ло­не-Терк). М. Дю­шан соз­да­вал объ­ек­ты ре­ди-мейд в рус­ле да­да­из­ма, пред­ста­ви­те­лем ко­то­ро­го так­же был Ф. Пи­ка­биа. По­сле 1-й ми­ро­вой вой­ны воз­ник­ли пу­ризм (А. Озан­фан, Ле Кор­бю­зье), сюр­реа­лизм (С. Да­ли, Х. Ми­ро, А. Мас­сон, И. Тан­ги). Ф. Ле­же раз­ра­ба­ты­вал ин­ду­ст­ри­аль­ные те­мы и мо­ти­вы, по­рой при­бли­жа­ясь к аб­ст­рак­ции. По­сле 1945 в разл. ва­риа­ци­ях раз­ви­ва­лось иск-во аб­ст­рак­цио­низ­ма (А. Ма­не­сье, П. Су­лаж, С. По­ля­ков, Н. де Сталь, Ж. Ма­тьё, И. Кляйн и др.), оп-ар­та (В. Ва­за­ре­ли), поп-ар­та, нео­реа­лиз­ма (А. Фу­же­рон и др.), т. н. ми­зе­ра­би­лиз­ма (Б. Бюф­фе). Ж. Дю­бюф­фе ввёл по­ня­тие ар брют. Баль­тюс ра­бо­тал в тра­ди­цио­на­ли­ст­ском клю­че, сбли­жа­ясь с ма­ги­че­ским реа­лиз­мом. Мас­тер ки­не­ти­че­ско­го ис­кус­ст­ва, «ки­бер­не­ти­че­ско­го иск-ва» и ви­део-ар­та – Н. Шёф­фер. В 1970-е гг. рас­про­стра­нил­ся ги­пер­реа­лизм.

Тра­диц. ли­нию во франц. скульп­ту­ре раз­ви­ва­ли Э. А. Бур­дель, А. Май­оль, Ш. Дес­пио, М. Жи­мон, Ф. Пом­пон, Ж. Бер­нар, в сер. 20 в. – Ф. Саль­мон, так­же ра­бо­тав­шая в ду­хе экс­прес­сио­низ­ма. Пред­ста­ви­те­ля­ми аван­гар­диз­ма бы­ли А. Ло­ран, Ж. Лип­шиц, О. Цад­кин, А. Певз­нер. Сре­ди круп­ней­ших мас­те­ров сер. 20 в.: Н. де Сен-Фаль, А. Блок, А. Ж. Адам, Эть­енн-Мар­тен. В кон. 20 – нач. 21 вв. со­еди­ня­ют иск-во скульп­ту­ры с эле­мен­та­ми жи­во­пи­си, ар­хи­тек­ту­ры, ин­стал­ля­ции Д. Бю­рен, Ж. П. Ре­но (Рей­но), К. Бол­тан­ски. Ху­дож. го­бе­ле­ны соз­да­вал Ж. Люр­са. Сре­ди круп­ней­ших франц. фо­то­гра­фов 19–20 вв.: На­дар, Э. Ат­же, Р. Л. Де­ма­ши, Брас­саи, Р. Дуа­но, А. Кар­тье-Брес­сон. В 20 в. Ф. за­ня­ла ве­ду­щее ме­сто в сфе­ре ди­зай­на оде­ж­ды (П. Пуа­ре, Н. Рич­чи, К. Ша­нель, К. Ди­ор, Э. Скья­па­рел­ли, М. Ви­он­не, М. Ро­ша, И. Сен-Ло­ран, П. Кар­ден, Ю. де Жи­ван­ши, Т. Ла­пи­дус, С. Ри­кель, Кенд­зо Та­ка­да, К. Ла­гер­фельд, Дж. Галь­я­но, Ж. П. Го­тье). В 1-й пол. 20 в. ди­зай­ном в рус­ле мо­дер­низ­ма за­ни­ма­лись Ф. Жур­ден, П. Ша­ро, Ле Кор­бю­зье, Э. Грей, Ш. Пер­ри­ан, Ж. Пру­ве, в сти­ле ар де­ко – Л. Сю, А. Мар, Ж. Э. Рюль­ман. В сфе­ре пред­мет­но­го ди­зай­на в нач. 21 в. ра­бо­та­ют Ф. Старк, Ора Ито, бра­тья Э. и Р. Бу­рул­лек и др.

0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий